Галина Бедненко

© Бедненко, Г.Б., 2009

Принципы степеней Придворных карт в системах Уэйта и Кроули

Придворные карты делятся на масти и на степени:

Придворные карты мы видим в качестве ролей, социальных масок, ролевых архетипов, способов поведения, различных обликов Персон, в юнговском понимании. Это принципиально важно понимать при раскладах карт и мантическом их прочтении: Придворная карта - это некий характерный признак, характерная роль в наличествующей ситуации, но не обещание счастья или трагедии в зависимости от характера персонажа. (Реальные события и действия происходят на Числовых картах. Без них картина зыбка и малопредсказуема.)

Придворные карты в современном прочтении Таро обычно воспринимаются как:

Таким образом, Придворные карты это обозначение ролей, масок или способов действия того или иного человека. В каждом индивидууме присутствует потенциал развития всех четырех мастей Придворных карт (как и наличие стихий). Однако часто наиболее подходящими для социального выхода оказываются одна-две масти и соответственно, ролевые превращения степеней в рамках этих мастей. Это делает их достаточно отчетливыми, но одновременно и "пораженными". Чем менее задействованы уравновешивающие их иные масти, тем более исходная и знакомая масть способна проявлять свои негативные качества.

Паж - начальная карта каждой масти Придворных карт. Это ее начало, потенциал развития, концентрированный, многообещающий, но неразвитый. Это аналог Туза Числовых карт масти. Можно сказать, что Придворные карты раскрываются из Пажа/Принцессы, а Числовые - из Туза, как разложенный веер. Так к ним относились в Золотой Заре, и мы вполне готовы поддерживать эту традицию.

Являясь началом развития масти, Паж еще незрел в ее проявлении. Он готов продемонстрировать лишь начальное ее освоение. Обычно при этом присутствует ориентация на внешние правила, инструкции или социальные отношения, в соотношении с которыми Паж является лишь субъектом их применения и воли. В старых гадательных традициях пажа интерпретировали как слугу или ученика.

Принцесса - сравнительно новое развитие начальной степени Придворных карт. Принцессы появились в традиции Золотой Зари, были задвинуты А.Уэйтом, но развиты А. Кроули. Их существование в системе поддерживает равновесие мужского и женского начал в системе Придворных карт Таро.

Принцессы встречаются нам в колодах Таро Тота А. Кроули, Таро Хайндля, Таро "Колесо Изменений" и других изданиях пост-кроулианской традиции, кроме того в уникальной колоде "Таро Элементов", возможно, некоторых других. По своим качествам Принцессы являются более естественным, натуральным проявлением принципа масти. Они не столько "служат" своей стихии, сколь ее проявляют. Довольно занятно, что А. Кроули отрицает за "представителями" Принцесс "всякого чувства ответственности и нравственной твердости", полагая карты сигнификаторами конкретных лиц. В современных интерпретациях, равно как и немантической работе с Таро, мы уже отказываемся от такой предопределенности.

Рыцарь - уже динамический, развитый принцип масти. Активный, целенаправленный, в соответствии с характером своей стихии. Рыцарь подчинен своему принципу без всяких сомнений и центрирован на своей цели, не будучи способным заметить что-либо в окружающем пространстве, если это не связано с искомым им "Граалем".

Принц колоды Тота Кроули - изображается на колеснице. Это своего рода намек на инструментальное овладение и использование своей масти, а также на использование объединенных энергий Рыцаря (Короля) и Королевы. Принцы этой системы - плод союза родителей, но связанный с интеллектуальным путем развития. Это также демонстрация, манифестация силы своей стихии, но кроме того, как указывает А. Кроули, это и жертва ради своего предназначения, "Умирающий бог".

Королева - достаточно полное и целостное развитие принципа масти. В ней есть самодостаточность и стабильность. Вместе с тем, стоит учесть, что развитие Королевы (как и Императрицы из Старших арканов) -"горизонтально", в отличие от "вертикальной" системы Короля (и Императора Старших арканов ). Она управляет пространством посредством приближения и удаления субъектов относительно своей персоны как источника власти, таким образом, вскармливая или лишая поддержки свое окружение.

Королевы в системе Кроули принимают исходную, чистую энергию Рыцарей (соответствующих Королям других систем), вынашивают ее и передают дальше. Они предназначены для исполнения определенных функций и способны "контейнировать" свою стихию.

Король - наивысший контроль и полнота владения принципом масти. Его власть "вертикальна", то есть системно-иерархична. Он управляет своей системой благодаря разветвленной системе делегирований функций и достаточно четкой последовательной иерархии взаимоотношений. В этом смысле он менее зависим от общей сферы своего влияния, нежели Королева: для него обратная связь не настолько принципиальна.

Рыцарь колоды Тота Кроули - наиболее яркое и активное воплощение стихии, потому фигуры изображаются на коне и в доспехах. При этом их действие стремительно и интенсивно, но кратковременно, в отличие от проявления Королей других систем.

Здесь следует сказать о том, что каждая из Придворных карт это лишь маска, роль и способ поведения. Ни одна из них не способна вместить в себя всю личность человека. Отсюда сложности в атрибутировании знакомых и близких в отличие от легких предположений касательно малознакомых людей. Придворные карты - наиболее яркие контуры социального проявления индивидуума.

Атрибутация стихий

Степени так же, как и масти, соответствуют стихиям: Короли связаны со стихией Огня, Королевы - со стихией Воды, Рыцари - со стихией Воздуха, Пажи/Принцессы - со стихией Земли. Это позволяет говорить о комбинации двух стихий в одной карте. Так

Паж Жезлов это Земля Огня
Рыцарь Жезлов это Воздух Огня
Королева Жезлов это Вода Огня
Король Жезлов это Огонь Огня

Паж Чаш это Земля Воды
Рыцарь Чаш это Воздух Воды
Королева Чаш это Вода Воды
Король Чаш это Огонь Воды

Паж Мечей это Земля Воздуха
Рыцарь Мечей это Воздух Воздуха
Королева Мечей это Вода Воздуха
Король Мечей это Огонь Воздуха

Паж Дисков это Земля Земли
Рыцарь Дисков это Воздух Земли
Королева Дисков это Вода Земли
Король Дисков это Огонь Земли

Тут мы можем заметить, что некоторые карты воплощают одну стихию. Это Король Жезлов (Огонь Огня), Королева Чаш (Вода Воды), Рыцарь Мечей (Воздух Воздуха), Паж Дисков (Земля Земли). Это говорит нам о наиболее полном, целостном, "без примесей" воплощении стихии. А. Кроули говорил так только о Королях. Однако с одной стороны, обычный язык не способен указать на все тонкости архетипического аспекта, потому о достаточно разных характеристиках приходится говорить похожими словами. С другой, здесь мы имеем в виду то, что принцип карты в рамках одной стихии остается незамутненным, несмешанным, наиболее "аутентичным" своей стихии, что говорит не о степени контроля над нею, как это происходит в Королях, но о степени насыщенности, или даже - однородности принципа. Карты с однородным качеством стихии замкнуты на себе более чем другие, им легче проявить себя, но сложнее войти в контакт с другой стихией и их взаимодействие неразнообразно.

Карты, в которых соединены две стихии, содержат в себе внутренний союз стихий, равновесие или же конфликт. Это связано с дружбой или враждой стихий. Так Огонь враждует с Водой, Земля враждует с Воздухом. Огонь дружит с Воздухом и в нейтральных отношениях с Землей. Вода дружит с Землей и в нейтральных отношениях с Воздухом. Таким образом, карты, содержащие враждующие стихии будут более внутренне противоречивыми, более напряженными, чем другие. Рыцарь Дисков (Воздух Земли) несет в себе такое противоречие, в то время как Король Мечей (Огонь Воздуха) очень устойчив и уверен в рамках своего принципа.

Такой взгляд на карты надет нам возможность увидеть взаимодействие принципов карт как ролевых масок друг с другом. В этом смысле друг другу понятны и комплементарны могут быть карты симметричные по стихиям. Классический пример: Королева Жезлов (Вода Огня) и Король Чаш (Огонь Воды). Так яркие, активные, помпезно-творческие дамы легко становятся объектом манипуляций хитрых иллюзионистов. Еще раз напомним, однако, что речь идет лишь о ролевых сценариях и "позах", а не о предначертанности характера и судьбы.

Соответствие Придворных Карт психологическим типам

В современной психологической работе с Таро существуют теоретические разработки, соотнесения Придворных карт психологическим типам. Обычно предлагается типология Майерс-Бриггс. Ее предлагает, например, Линда Гейл Уолтерс . Здесь мы лишь коротко познакомим читателя с ее выводами. Она полагает масти сочетанием следующих функций:

Жезлы: Интуиция - Мышление
Чаши: Интуиция - Чувство
Мечи: Ощущение - Мышление
Пентакли (Диски): Ощущение - Чувство

А степени - сочетанием следующих:
Короли: Экстраверсия - Суждение
Королевы: Интроверсия - Суждение
Рыцари: Экстраверсия - Восприятие
Пажи: Интроверсия - Восприятие

Таким образом, Король Жезлов будет классифицирован по своим функциям как "Экстраверсия - Интуиция - Мышление - Суждение" и т.д. (А Ваша покорная слуга оказалась Королевой Мечей, что она не отрицает, но и не готова останавливаться на достигнутом.)

Развитие масти и движение по степеням

Мы предлагаем рассматривать Придворные карты как роли, образы и качества, манеры поведения, социальные принципы и характер взаимоотношений с внешним миром. Таким образом, можно предположить, что у человека будут несколько излюбленных "масок" или "ролей" в течение некоторого значимого отрезка времени или в заданном типе социальных ситуаций. Так, мы можем видеть почтенного отца семейства как Короля Дисков внутри своей семьи, как Рыцаря Мечей - на службе, как Пажа Чаш - в компании ему эмоционально близкой и приятной.

Мы можем отметить то, что у социально зрелого индивидуума обычно существует склонность к проявлению одной - двух мастей, в то время как у ребенка или подростка ролевые предпочтения еще более гибки и могут с большей легкостью охватывать все четыре масти. В результате немантических опытов с принципами карт Таро, принципиальным оказалось не достижение лучшей, более высокой степени масти, а умение "ходить" по всей масти, не оставаясь в каждой степени больше, чем это нужно. Это позволяет проявлять качества масти по-разному и развивать собственные ролевые циклы внутри нее, постепенно расширяя как свой ролевой репертуар, так и степень охвата своей "территории влияния". Можно быть Королем в своем маленьким приватном мире, а можно Рыцарем - в неизмеримо большем социальном пространстве.

Важно помнить о необходимости развития всех четырех мастей, и ролевых позиций остальных, пусть и не столь знакомых, стихий. Это позволяет укрепить и компенсировать недостатки ведущих мастей. В противном случае, они проявят свои теневые качества. Так, женщина сильных Дисков, но слабых Мечей, ослабленных Чаш и Жезлов будет закармливать своего ребенка до ожирения, носить удобную, но некрасивую одежду, а в случае социальных конфликтов, прибирать к рукам чужое добро.

Систему соотношения стихий вполне возможно раскрыть через классических "крест" юнгианской типологии, по которому одна из функций (в данном случае мастей) будет ведущей, другая вспомогательной, третья, вытесненной и теневой, а четвертая нейтральной и малоосознанной. Так ведущей может быть масть Мечей, вытесненной - Диски, вспомогательной - Жезлы, а малоосознанной - Чаши.

Интересно то, что в работе с Придворными картами, при сложности перехода от одной степени к другой, можно укрепить, насытить, текущую степень именно через укрепление принципов той же степени других мастей. Так, например, при трудности смены Пажа Дисков на Рыцаря Дисков, приходится укреплять Пажей всех четырех мастей.

Учиться качествам тех или иных карт (образов) мы можем самостоятельно, находя источник роли где-то внутри, или же общаясь, взаимодействуя тем или иным образом с носителем этой роли. Последнее имеет двойное влияние: с одной стороны это знакомство с принципом (если он верно определен), с другой - подчинением ему в роли совсем другой карты, что бывает не продуктивно. Более того, мы можем говорить о тем более сильном влиянии незнакомой для нас роли в реальности, чем менее она развита в нас самих. Это своеобразное дополнение в правилу о комплементарности карт по стихиям.

Следует также отличать очарованность принципами Старших арканов - Императора, Иерофанта, Жрицы и Императрицы от реальных образов (ролей) Придворных карт - Королей и Королев. Как правило, в случае проекции на человека архетипа, он или она играют сответствующую роль Придворных карт. Это же касается ролей Рыцаря и Пажа, принимаемых в качестве Шута или Мага (архетипа Божественного Ребенка, Пуэра или Трикстера).

Здесь я могу лишь посоветовать время от времени развивать в себе принципы незнакомых стихий или же степеней. Как правило, я советую "проходить" принципы символических языков в режиме "один принцип на одну неделю". Важно делать это по порядку, в данном случае от Жезлов к Дискам, от Пажей - к Королям. В случае достаточных сложностей, правила могут меняться, однако общие принципы в той или иной степени должны быть соблюдены. Стоит учесть и то, что не получится "сделать перерыв" в середине цикла: принципы, как правило, "берут свое". Важно учитывать то, что происходит в реальности и чутко прислушиваться как к собственным силам, так и происходящему вовне. Прохождения карт - достаточно энергоемкий, хотя и благодарный, процесс; важно не заявляться на то, что в данный момент недостижимо.


Данная статья является авторской.
По вопросам заимствования этого материала - пишите на e-mail автора.
Записаться на курс автора можно здесь

Дополнительные сведения на эту тему вы можете узнать из текста Мэри Грир Системы придворных карт колод Райдера-Уэйта и Тота

Вернуться в "Таро" | Вернуться на главную страницу