Галина Бедненко

Описание Старших арканов колоды "Богемские Барочные Коты"
(продолжение следует...)

Здесь вы можете записаться на курсы по колоде Богемские Барочные Коты

0 Шут

Композиция карты "Шут" необычна в этой колоде. Пропасть здесь обозначена с редкой однозначностью - это самый конец (даже уголок) крыши дома. И прекрасно разодетый котик с цветочком в руках в следующее мгновение несомненно... хотя вдруг упадет на все четыре лапы?.. Мы этого не знаем. Перед нами прекрасное мгновение вдохновения и иномирного экстаза перед бытием.

Кот прекрасно одет, это не Нищий и не Юродивый традиционных колод, скорее безмятежный юнец, эстет и шалопай. Это не самое начало его жизненного пути, а внезапное попадание в Неизвестность посреди казалось бы легкой и приятной жизни (с узелком еды и припасов, собранных в роскошную узорчатую и дорогую ткань). Разумеется, здесь нет собачки... Зато есть ангел, насаженный на шпиль башни... Может быть он что-то подскажет?

В лапке у него цветок, как и в классической колоде Уайта, что символирует его радость восприятия мира и надежду на лучшее... Однако здесь кот направляется с левой стороны карты - направо (то есть из прошлого в будущее), как и в марсельской традиции Таро, в отличие от уайтовского направления Шута справа налево, регрессивного или редукционистского... Здесь нет обычной "маленькой белой собачки", однако есть наблюдающий ангел на шпиле башни... Он может играть роль хранителя, защитника... и того, что на стреме.

II Верховная Жрица

"Верховная Жрица" колоды Барочные Богемские Коты повторяет классические элементы этой карты. Две колонны, книга в руках Жрицы, накинутое на голову покрывало (здесь - капюшон)... Две колонны в системе Райдера-Уэйта (по принципам которой построена и эта система) это вход в святилище. Здесь две колонны открывают вид на закатную Прагу с контуром церкви "Богородицы Победоносной", что особенно примечательно в "женской" карте. Голубое платье и синий плащ соответствует традиционной цветовой семантике карты и ассоциируется с глубиной восприятия, возвышенностью и уединенностью, а также с водной стихией. Традиционную роль Луны у ног Жрицы здесь играет ангелочек еще с одной книгой.

Karen Mahony отмечает в этой карте одновременно близость домашних кошек и вместе с тем их потустороннесть, мистичность, загадочность каждого представителя кошачьего племени. Это тот принцип карты Жрица, что есть в каждой кошке.

Как обычно, эта карта означает глубокое понимание, мудрость и интуицию, рефлексию и самопознание, иногда особую харизматическую силу и власть, особой, женской природы. Безусловно, индивидуальность. Внутреннюю независимость. Часто это также спокойствие и пассивность, знание, но бездеятельность. Книжная опытность и бытовая неискушенность. Ощущение своего индивидуального пути.

IV Император

Император Богемских Котов очень забавен. Здесь перед нами предстает отнюдь не властная и доминантная, авторитарная фигура, как бывает, обычно. Карта дает скорее ощущение уютного комфорта от компетентности рассудительного лидера. На картинке в меру и роскоши, и строгости. Не жезл и держава в руках у Императора, а книга (с геометрическими фигурами в некоей системе) и циркуль. На престоле - орнамент с совой, символом мудрости. Это император - исследователь, архитектор своей системы.

Вспомним, что Зевс в теории ролевых архетипов это именно "строитель своей системы": "Он должен уметь эффективно построить работающую систему, способную обеспечивать некое сообщество необходимыми ресурсами. В зависимости от статуса и масштаба деятельности на него воскладываются определенные полномочия и строятся ожидания того, как замечательно он организует остальных для того, чтобы всем жилось хорошо и счастливо... Чем больше у человека номинальной власти, тем больше и ожиданий, что он построит эффективную работу общественной системы" (Бедненко Г. Боги, герои, мужчины...).

Karen Mahony в связи с этой картой отмечает насколько рациональными могут быть коты и кошки. Порядок они обожают больше чем логику (а это ли не качество многих начальников?). Эта карта символизирует порядок и выстраивание своей системы, лидерство и сохранение структуры, определенную иерархию.

Гобелен на фоне карты относится к эпохе Возрождения и дает нам сцену Триумфа, драматического въезда важной персоны, а здесь - царственного победителя, в город на колеснице. И полог колесницы будто продолжается в пологе сцены с Котом - Императором.

VII Колесница

Это довольно классическая сцена карты "Колесница". Здесь есть всадник с поводьями и, собственно, его транспорт. Забавным кажется то, что никаких лошадей или сфинков, как впрочем и других ездовых животных тут не заметно. Впереди сидят человеческие позолоченные фигуры и кажется, что они энергично не то погоняют, не то сами вкладывают какую-то иную силу в движение колесницы.

Половина карты - это роскошное золото, другая половина - сосредоточенность и утверждение своей воли во всей позе, выражении и взгляде рыжего абиссинского кота. Это реальное волевое управление своими ресурсами и настойчивое продвижение своих задач.

Karen Mahony во всех колодах Таро вилит этот аркан как мощное движение ментальной энергии и силы, как некий контроль. Также определенная однозначность. И здесь это еще триумф в результате конфликта (собственно, слово "козырь" - trump - произошло от слова "триумф", именно драматического въезда героя в город на колеснице в постановках времен итальянского Ренессанса).

(Да, фон карты в колоде имеющихся в Москве изданий - другой. Там такие графические барельефы...)

VIII Сила

Здесь мы видим классическую сцену с дамой, усмиряющей жЫвотное, настоящего Дракона, но все же искусственного, рукотворного... потому сюжет превращается из "человеческого контроля над стихийной силой" в "победу жизненного начала над искусственно построенными кошмарами", даже "совладание с процессами искаженной системы". Здесь упор делается не на гиперконтроле, а на то, что живое и естественное очевиднее и правильнее нежели сложившаяся уродливая или чудовищная система неких построений или привычек. Я бы тут обратила внимание и на то, что "рукотворный дракон" вырастает из воды... из некоего привычного течения жизни.

Конечно, можно при желании трактовать эту карту и в классическом райдер-уэйтовском варианте и вообще в традиционном... но тогда мы упускаем смысловые нюансы именно этой колоды. В то же время в процессе гадания, по ощущениям и общему смыслу, бывает ясно, о чем именно, о какой борьбе начал - в данном случае, идет речь. При работе с этой колодой могут быть выяснены сразу несколько пластов такого смысла... потому современное гадание на Таро уже не fortune-telling, а divination.

Karen Mahony в своей книжке к колоде напоминает о "внутренней силе кошек", которая особенно чувствуется у беспризорных, уличных животных. Это такая очень гибкая сила. Достаточно вспомнить ее и попробовать ощутить в себе, чтобы понять и почувствовать эту карту.

Да, и конечно, примечателен фон сцены. Классический сюжет с дамой, сдирающей колонну с пьедестала и наступающей, похоже, освобождающей льва.

Очень энергично и мощно. Я вообще очень люблю симультанность сцен на картах Таро, с отражением разных персонажей и сюжетов именно этого аркана, бытующих в разных колодах.

История изображения этого аркана тоже примечательна. Изначально это был родоначальник Сфорца ("Сила"), наемник, породнившийся с милансккими правителями; первые колоды принадлежали семье Висконти-Сфорца, там вообще была куча их родственников. Так вот, первый Сфорца изображался крепеньким мужичком, замахивающимся дубиной на льва. Аллюзии с Гераклом несомненны. Как и с Самсоном. Другой вариант изображения этой карты тех же 15-16 вв. - Женщина у колонны, а также женщина в львиной шкуре у сломанной колонны, и наконец классика жанра - женщина, разрывающая или наоборот, сжимающая пасть льву.

IX Отшельник

"Отшельник" Таро Барочных Богемских Котов. Одна из самых загадочных карт колоды... Я сейчас слушаю Don't Say nothing... Patti Smith, но Кот бредет себе дальше, уходит... он уже ничего не слышит, погруженный в себя, не замечает ни холода, ни зимы, ни одиночества. Лиловый плащ и магический посох с головой Анубиса - как будто остатки былой славы и могущества Мага (I аркан) и Иерофантского статуса (V аркан). Сейчас все это уже ничего не дает. Был сделан Выбор по любви (VI аркан), была достигнута победа на Колеснице Триумфа (VII аркан), обуздана стихийная Сила инстинкта (VIII аркан)... а теперь нет ничего. Только опыт.

Как обычно, Отшельник про уединение и одиночество, интроспекцию и воспоминания, перебирание опыта как четочных бусинок... Карта именно этой колоды кажется мне особенно волнующей. Коты тоже уходят... когда заболевают или чувствуют, что больше не нужны... или что у них нет больше сил. Вспомним, что первоначально этот аркан назывался Время, и в руках у пожилого человека были песочные часы... Время уходит. Или прошло...

IX Справедливость

Очень красивая кошка на очень красивой карте. Традиционная для этой карты женская фигура с поднятым мечом в правой руке и весами в левой. Это фигура Правосудия. Непроницаемый и прямой, вместе с тем проницательный взгляд кошки, кажется, видит многое. Очень глубоко, откровенно и прямо. Перед таким взглядом чувствуешь себя совершенно открытым.

Карты выполненая в достаточно мягких солнечно-золотистых тонах. Костюм кошки мягко-оранжевого цвета в сочетании с цветом теплого топленого молока с корицей гармонирует с погожим пражским небом. Две колонны - традиционное окружение фигуры Правосудия в Таро - здесь оказываются человековидными барельефами, разнового возраста и пола, с удивленным или даже ироничным выражением лица. Никто толком не понимает капризов судьбы - Ананке и планов Немезиды - правосудия. Позы фигур со скрещенными на груди руками также созвучны теме карты; интересно также, что положение их рук отчасти повторяет фигуру Правосудия колоды Тота Кроули. Две башни на фоне карты - это, лично для меня, отсылка к верхней фигуре (предположительно, вооруженного мечом и на коне архангела Михаила) в ранних колодах Висконти - Сфорца. Это символ высшего божественного правосудия, равно как высокие шпили башен - стремление вверх, к божественному.

Karen Mahony замечает, что кошкам свойственно удивительное чувство справедливости. Они отвечают лаской на доброту, но могут быть очень долго оскорбленными на тех, кто отнесся к ним грубо или жестоко (если, конечно, это не единственное известное им поведение самого близкого существа) и не доверяют им. Им присуще внутреннее чувство равновесия отношений.

Карта, как обычно означает ответственность за поступки, необходимость выбора и принятия принципиального решения. Это также оплата долгов судьбы. И "что посеешь, то и пожнешь". В этой колоде заметны лишь небольшие, но уникальные нюансы: ирония и самоирония фигур и их значение как аудитории (мира!), а также стык социального успеха (человеческой ответственности) и божественного права в башнях на фоне. Основным характерным отличием карты я бы все же назвала этот прямой, спокойный и "всевидящий" взгляд оранжевоглазой кошки.

XIII "Смерть"

Аркан "Смерть" в колоде Богемских Котов очень необычен.

В антураже театра марионеток мы видим пару - черного желтоглазого кота и голубую синеглазую кошку в нарочито драматической позе. Занавес открывает вид не на сцену, а на заложенную стену с барельефом Кроноса, пожирающего своих детей... и самой динамичной фигурой здесь кажется выглядывающая слева смерть с деликатным колокольчиком...

Karen Mahony пишет в связи с этим о пресловутой кошке, у которой девять жизней... это постоянная готовность к трансформации, окончании прежней жизни и непременном начале новой.

Традиционно эта карта символизирует трансформацию и изменения личности, окончание какого-то этапа в жизни; возможно отказ от себя прежнего. Это также трудный этап в жизни, который ведет к преображению.

Но в этой колоде мы видим множество дополнительных акцентов. Это тупик сцены, сцена, на которой нет пространства. Только главные герои (и марионеток как таковых тоже не видно) и фон в виде глухой стены. Это напоминает нам о состоянии глухого тупика, характерного для переживания XIII аркана. Отсюда нет другого выхода, кроме как принять окончательный конец чего-то.

Сатурн - Кронос пожирает своих детей: для меня это намек на родительскую власть и требования СуперЭго; и вероятную необходимость сепарации, борьбы с зависимостью от старых привычек или порядков, которые приводят к духовной и психической деградации. Необходимо или что-то менять, или придет смерть, в виде пожирающего рта и чрева Кроноса, и отцовской фигуры, и времени... Потому так настоятельна необходимость менять что-то прямо сейчас.

Театр Марионеток и театральная сцена с участием котов напоминает нам об определенной сценарности и условности внешнего и очевидного в жизни. Карта Смерть часто говорит именно об изменениях фактических и сценарных, она требует изменения сюжета, которое часто приводит к изменению какой-то части личности, но в большинстве своем достаточно событийно. Театр - еще одно напоминание о бренности этого мира.

И честно сказать, мне очень здесь нравится Смерть с колокольчиком. По-моему это очень деликатный призыв. Даже скорее напоминание...

XVI Башня

Мы видим классическую башню с сорванной крышей и две падающие с нее фигуры, не людей, а разумеется, котов. Однако смысл карты приближается к изначальному "божьему наказанию" - сверху мы видим антропоморфную божественную фигуру, пускающую свои перуны - молнии.

Как пишет Karen Mahony это такой своебразный "бог из машины", внезапно и ниоткуда проявляющееся божественное вмешательство. Именно так зачастую воспринимается воздействие карты "Башня".

Что же до проявления этого принципа в жизни кошек, то увы, часто именно человек оказывается этим непредсказуемым deus ex machina... также обыкновенны падения домашних кошек с высоких этажей при невнимательности и небрежении их хозяев... Однако известна и удивительная способность кошек при падении приземляться на все четыре лапы. И это тоже то, на что намекает нам эта карта. Что бы ни случилось, нужно помнить об этой способности и возможности... если вы еще живы, если в вас сильна истинная "животная" натура, жизненная сила.

Как обычно, эта карта обозначает фатальные катаклизмы, неизбежное разрушение чего-то уже выстроенного, то, что непременно разрушится, внезапное падение с высот... (И именно в этой колоде нам напоминают: чтобы ни случилось, приземляйся сразу на все лапы.)

Удивительна эта карта еще и тем, что в истории Чехии нередки были случае политической казни противника (убирания соперника) именно через выкидывание его в окно высокого здания. Это ничего не дает к интерпретации этой колоды, просто не могла не рассказать.

XXI Мир

Карта "Мир" Райдер-Уэйта представляет собой обнаженную женскую фигуру с двумя жезлами. Здесь мы видим роскошную черепаховую кошечку с двумя игрушками-дразнилками для котов в дворцовом интерьере пастельных тонов. Все дышит спокойствием и ощущается полнота бытия. Действие уже не необходимо, достаточно просто быть.

В этой колоде этот аркан - воплощение полного совершенства. Это удовольствие и радость существования.

Это конец путешествия.


Вернуться в "Колоды" | Вернуться на главную страницу