Галина Бедненко

Не мантическая практика Таро: начальные упражнения

Карты Таро могут быть использованы не только для гадания, но и для осмысления реальности в символическом ключе. Это бывает необходимо и полезно для отстраненного взгляда на ситуацию и выхода в "мета-позицию", для "магического видения" мира и понимания процессов и циклов происходящего, в конце концов - в учебных целях саморазвития и изучения системы Таро (и отдельной колоды). Здесь представлены основные упражнения, полезные для ознакомления с картами.

Карта дня

Традиционным и известным упражнением назовем "Карту дня". Как правило,оно подается как прогностика на один день. На деле же чаще всего оказывается узнаванием принципа карты (и колоды) в своем душевном состоянии в течение всего дня или же во внезапно произошедшем событии - и опять же своей на него реакции. Эту практику часто рекомендуют для лучшего "узнавания" колоды, ее особенностей, также нюансов карты, отличных от значения общей смысловой матрицы Таро.

Как это делается: ночью или утром, после пробуждения тасуется избранная колода, загадывается нечто вроде "кто я сегодня", "что со мной будет" или "какой будет сегодня день" и вытаскивается карта. Значение интерпретируется. А вечером - обдумываются результаты и соответствия.

Карта рождения

Карта рождения в Таро высчитывается нумерологическим способом. В нашей стране принят метод, называемый "пифагорейским": все числа даты рождения (день, месяц, год) складываются по одной цифре. Например, дата 7 февраля 1968 года высчитывается как 7 + 2 +1 + 9 + 6 + 8 = 33, поскольку число больше 22 (числа Старших арканов), то оно редуцируется до 3+3 = 6. Получается VI аркан "Влюбленные".

Некоторые американские исследователи (в частности Мэри Грир) используют упрощенный метод, складывая число дня, число месяца и число года: 7 + 2 + 1968 = 1977, что редуцируется до 1+9+7+7 = 24, что вновь редуцируется до 6. В этом случае числа совпали, но так случается далеко не каждый раз. Например, 14 июня 1980 года в первом случае выдаст число 29, а во втором - 20. И будет редуцировано либо до 11 (или 2), либо только до 2. Таким образом, нередуцированные числа могут быть разными, а редуцированное будет то же самое.

По большому счету можно выбрать либо тот, либо другой вариант, или учитывать оба. Это может дать некий намек для индивидуального восприятия себя и своего места в мире. Единственное важное здесь для меня правило - понимать исключительную условность данного вывода. (Подобным же способом высчитывается "карта года", когда к дате рождения прибавляется текущий год, но особого смысла в подобной практике - просчитав так около 30 с лишним лет - я не нашла.)

Еще одна условность этого подхода - в изменении порядка Старших арканов в разных системах: в Марсельском Таро, у Уэйта, у Кроули и у Хайндля, к примеру. Потому в результате человек выбирает ту систему, карта которой больше подходит ему по его ощущениям.

Вхождение в карту

Метод "вхождения в карту" заимствован из практики психодрамы (и монодрамы). Упражнение позволяет лучше понять или ощутить происходящее в карте, а также - и в особенности - увидеть свое личное и индивидуальное значение этой карты. При сильном субъективно отличном значении карты, при общей интерпретации, будет нужен свидетель, который покажет различие между общим и индивидуальном толковании карты. И это будет, как правило, свидетельством особой значимости или искаженности принципа этой карты в психическом пространстве практикующего. В то же время это упражнение будет спасительным при интерпретации конкретного расклада, когда именно вхождение в карту даст ее "узнавание", как общего значения, так и всех "голосов" внутри. Очень часто мы повторяем в нашей внешней или внутренней жизни те сценарии, которые были заложены нам с детства: это упражнение помогает увидеть "голоса из прошлого". Или аспекты проблемы, прежде невидимые. Данную практику в раскладах стоит применять с клиентом (или будучи в роли свидетеля), когда обычное значение карты явно отвергается или совершенно непонятно. Можно делать его и самостоятельно, столкнувшись с непониманием "зачем здесь эта карта и что она делает". Конечно, метод лучше работает в сценичных колодах - с конкретными фигурами и тем более жанровыми сценами.

Как это делается: выбирается нужна карта и на самую главную (по субъективным ощущениям) фигуру ставится палец. Лучше закрыть глаза и войти в роль этой фигуры, затем озвучить для себя (лучше вслух) те слова, которые говорит фигура или объект (это необязательно одушевленное существо). В большинстве случаев лучше, чтобы слова были обращены к другим персонажам карты или "миру этой карты", а не к обладателю пальца. Часто важно выяснить, что происходит внутри карты. В дальнейшем так же опрашиваются другие персонажи и элементы карты, которые кажутся субъективно значимыми в данный момент времени. Если персонаж "отказывается отвечать", то можно спросить: "О чем ты молчишь?", "Что ты никогда не скажешь?" или "Ты молчишь, но что ты говоришь в сторону, так что тебя никто не слышит?" Рано или поздно все что-нибудь рассказывают.

В результате становится очевидным корень проблемы, суть внутреннего конфликта. И решение по поводу него принимается уже осознанно. Обычно важным и значимым оказывается именно осознание полученной картины. Этого часто уже достаточно… для того, чтобы индивидуальный миф пришел в движение. В более практичных ситуациях это помогает увидеть ситуацию со стороны и расставить свои приоритеты.

Второй способ вхождения в карту, предпочитаемый тарологами связан с получением совета непосредственно спрашивающему. Карта таким образом представляется собеседником (дружественным или противоборствующим), с которым вопрошающий может вступить в диалог, получить совет или вовсе наоборот - быть искушаемым. Потому в некоторых случаях достаточно просто выслушать доброе слово или напутствие, в других - выйти за рамки диалога и посмотреть на него со стороны. Для этого также может быть необходим ведущий или свидетель, впрочем с достаточным опытом и развитым уровнем саморефлексии можно проделывать это и самостоятельно.

© Галина Бедненко, 2007


Данный материал является авторским.
По всем вопросам использования - пишите на e-mail автора.