Галина Бедненко

Краткая история карт Таро

Об истории карт Таро до сих пор существует немало домыслов, связанных, с одной стороны с желанием возвести их великую историю до древних времен (что стало бы критерием истинности в глазах некоторых), с другой - произвести некое "причастие" колоды к таинственному и мистическому, неведомому, что кому-то кажется необходимым для воплощения своего собственного магического или сакрального процесса.

Я, как историк, лучше всего себя чувствую, когда знаю, откуда произрастает и как развивается предмет моего интереса на протяжении многих лет и столетий совершенно в хронологическом порядке и без всяких досужих домыслов. Как и в гадании, я предпочитаю ясно говорить о том, что мы знаем, чего мы не знаем, что может выяснить или что пока (а может и никогда) узнать невозможно.

Предшественники Таро

Мы вполне можем говорить о родственности игральных карт, состоящих из четырех мастей по десяти карт в каждой с системой Таро, благо они присутствуют в самой структуре колоды. Однако существуют игральные системы, отчасти напоминающие систему Таро, в связи с которыми мы не будем утверждать ничего определенного о заимствовании, но о них расскажем. Как указывает Стюарт Каплан, известный коллекционер Таро и основатель издательства U.S. games Systems, это древнеиндийская игра "Четыре короля", напоминающая скорее шахматы. Однако присутствующие там Король, Генерал (аналог Королевы) и Всадник в окружении пешек напоминают Придворные и номерные карты Таро. Существовали также в Древней Индии и карточные игры, в которых было по восемь или десять одних только мастей, связанных с аватарами Вишну, в каждой из которых от десяти до двенадцати пронумерованных карт. Не утверждая ничего о заимствованиях или прототипах, подивимся устойчивой жизнеспособности общей матрицы игры.

Появление Таро в эпоху Возрождения

Предполагается, что игральные карты были заимствованы христианами с мусульманского Востока. Однако когда и как это происходило, до сих пор неведомо. Крестовые походы закончились в конце XIII века, а упоминания об игральных картах как одной из азартных игр появляются в Европе конце века XIV. Предполагают, что мусульманское влияние на азартные игры пришло к европейцам через сарацинскую часть Испании.

Первое внятное историческое упоминание об авторской колоде - плата Жакмьену Григонье за три позолоченные и разнообразно украшенные колоды карт, нарисованные им для французского короля Карла VI. Что же это были за карты - неизвестно. В Национальной библиотеке в Париже лежат семнадцать карт, приписываемые Григонье (хотя Стюарт Каплан считает их созданными в Венеции в XV веке), отождествимые со Старшими картами Таро или же изображениями колоды Мантенья (Дурак, Император, Папа, Влюбленные, Колесница и проч.).

Колода Мантенья (Тарокки из Мантеньи) состоит из 50 карт с аллегориями муз, наук, добродетелей, планет и социальных классов, в каждой категории по 10 карт. Известны также колоды Венецианских тарокки, в которых уже присутствуют 78 карт, тароккино из Болоньи - в них 62 карты (остальные могли не сохраниться). Фигуры Старших арканов менялись уже тогда и на протяжении дальнейших столетий: так то появлялась, то исчезала Папесса, а за ней и Папа, Влюбленные могли заменяться Гермесом и т.д. Кроме тарокки в то время в Италии появилась флорентийская колода Минкиати из 97 карт, в которой есть карты знакомые нам по Старшим арканам Таро (Плут, Великий Герцог, Император, Императрица, Любовь, Умеренность, Сила, Колесница, Отшельник, Предатель и др.), а также карты знаков зодиака и фигурные ("придворные") карты.

Основной дошедшей до нас старейшей колодой является колода Висконти-Сфорца, названная так по семье ее обладателей: в ней есть традиционные четыре масти и 22 карты Старших арканов. Предположительно, она была нарисована в середине XV века. Игровая функция первых колод Таро не подвергается ныне оспариванию: карты, которые мы называем Старшими арканами, играли роль постоянных козырей (кроме Дурака, которым можно играть вместо любой другой карты). Интересно то, что четыре карточные масти соотносились, по мнению Дж. Кемпбелла, тогда с четырьмя сословиями: мечи представляли знать, кубки - духовенство (через ассоциацию с чашей для причастия), монеты - купцов и горожан, а посохи - крестьян и слуг. Придворные карты Паж, Рыцарь, Королева и Король - условно обозначают четыре ранга аристократии в порядке возрастания власти. В дальнейшем названия мастей стали называться очень по-разному: были розы, желуди, колокола и прочие, пока в результате развития гравюрного дела и распространения карточного печатания не утвердились фигурки червей, бубен, пик и треф. Игры в тарок пользовались большой популярностью в Европе, особенно во Франции, Италии, Швейцарии, Бельгии, Фландрии. Достигли карты с переселенцами и Северной Америки, где в какой-то момент родился Джокер, потомок Шута Таро.

Одной из самых распространенных оказалась т.н. Марсельская традиция Таро - французские карты, предлагающие свою иконографию и цветовую гамму. В основе классических колод (марсельской традиции) XVIII века оказались карты, гравюры для которых сделаны были Клодом Бурделем - на двойке монет, тройке кубков и Колеснице можно увидеть его авторское клеймо.

Оккультное осмысление Таро

Оккультное осмысление карт Таро связано прежде всего с именем Антуана Кура де Жеблена, пастора французской протестантской церкви. Мифолог - любитель и масон, он стремился найти единую мифологическую и религиозную истину, будто бы известную всем древним. В 1770-х годах он опубликовал в Париже свое многотомное сочинение "Первобытный мир: исследование и сопоставление с миром современности". В нем он утверждал, что карты Таро имеют древнеегипетское происхождение и являются неким посланием древней цивилизации по поводу важных и общезначимых вопросов. Он первым ввел классификацию карт Таро по семеркам (7 - считал он, священное число для египтян): козырей было три раза по семь (плюс Шут), каждая масть (включая Придворные карты) состояла из дважды по семь карт. Также он соотнес 22 карты козырей (или как стали называть впоследствии - Старших арканов) Таро с 22 буквами еврейского алфавита, как известно, имеющими некое символическое значение. Идея Жеблена получила столь восторженную поддержку, что современные исследователи склонны называть его творение "самой успешной пропагандистской кампанией в истории человечества".

Одним из первых и, пожалуй, самый выдающийся в свою эпоху сторонник идей Жеблена был господин по имени Алиетте. Он переставил буквы в своей фамилии и стал называться Эттейла. Занимался же он довольно много нумерологией по системе Пифагора, и конечно - системой Таро, которую считал творением семнадцати волхвов, созданном в 1828 году от Сотворения Мира. Эттейла создал свою колоду на основе Таро и стал профессиональным гадателем. Безумства Французской революции застали его на рабочем месте, где он вновь и вновь предсказывал несчастную или вдруг удачную судьбу своим клиентам. Эттейла стал первым известным нам гадателем на Таро, он же ввел в практику гадания метод перевернутых карт.

Альфонс Луи Констан, еще один французский священник, изучающий систему Таро, но католический, изменил свое имя на его "еврейский аналог" - Элифас Леви. Под этим именем он прославился как теоретик и практик системы. В своем сочинении "Догмы и ритуалы высокой магии" он связал Таро с каббалистическим учением о Древе Сефирот, соотнеся Старшие карты с 22 путями на этом Древе и также с древнееврейскими буквами. По его мнению система Таро была посланием древнееврейских мудрецов человечеству.

Жерар Энкосс, французский медик и оккультист, известный под псевдонимом Папюс также разделял мнение о связи 22 Старших карт с древнееврейским алфавитом, но всю систему считал зашифрованным посланием древних магов (Посвященных) грядущему человечеству, переданных с помощью цыган.

Развитие системы Таро в ордене Золотой Зари

Дальнейшее развитие системы Таро связано с деятельностью английского ордена Золотой Зари, основанного в 1888 году. В нем состояли многие выдающиеся личности и культурные деятели эпохи; этот орден стал колыбелью, вырастившей и самых выдающихся оккультистов XX века. Члены ордена работали над системой Таро под руководством Сэмуэла МакГрегора Мазерса и по рисункам его жены, также члена ордена - Мойны Мазерс: они собственноручно перерисовывали копии этой колоды. Позже Израэль Регарди попытался воссоздать ту оригинальную колоду под названием "Таро Золотой Зари" (Golden Dawn Tarot).

Артур Эдвард Уэйт не был активным участником ордена: будучи верным католиком он метался между магией и религией, потому то вступал в орден, то уходил из него, то разрабатывал оккультные традиции, основанные на христианском мистицизме, а после распада сообщества примкнул к масонам, создавал и закрывал свои ордена. Несмотря на всю противоречивость своей позиции, он сумел оставить ценное наследие, повлиявшее на развитие системы Таро в целом. Это была колода, которую по его указаниям и к его книге "Ключ к Таро" нарисовала художница Памела Колман Смит, состоявшая в его ордене. Еще одной заслугой Уэйта полагают популяризацию им расклада "Кельсткий Крест": того расклада Таро, разработанного в Золотой Заре, который можно было показывать непосвященным. Влияние колоды Уэйта (называемой еще колодой Райдера - Уэйта - Смит или RWS) до сих пор весьма ощутимо: преобладающее большинство современных колод это клоны или потомки картинок художницы Смит, часто с вложенным в них достаточно субъективным аспектом представленной темы.

Другой классической колодой стала оставившая меньше потомков, гораздо более цельная и вместе с тем "надличностная", колода Тота, созданная Алистером Кроули и художницей Фридой Харрис. Интересно, что именно Фрида Харрис настаивала на том, чтобы Кроули вдохновлял ее и наставлял в создании его собственной авторской колоды и в результате получилась уникальная магическая колода, ставшая венцом оккультного творчества этого выдающегося оккультиста и философа.

Уже в 1980 году Годфри Доусон на основе астрологических соответствий, принятых в Золотой Заре, создал Герметическое Таро (Hermetic Tarot), а Сандра Табата Сисероу с Чиком Сисероу (Cicero) выпустили Новое Ритуальное Таро Золотой Зари (New Golden Dawn Ritual Tarot), о котором они говорили, что его одобрил незадолго до смерти Израэль Регарди.

Влияние опытов с Таро ордена Золотой Зари наиболее кардинально повлияли на развитие системы Таро: был дан определенный и осмысленный порядок Старших арканов и его вариации; были приняты и усвоены астрологические соответствия, атрибутация древнееврейского алфавита и связь системы Старших арканов с путями Древа Сефирот; разработана подробная каноническая символика Старших и Придворных карт; заданы основные значения и иконография Младших. В конце концов именно колода Райдера-Уэйта - Смит стала самой популярной колодой, породившей множество последователей, подражателей и клонов. Другой значимой традицией в Таро - остается колода Тота и "пост-кроулианские" колоды (среди которых - шедевр Таро Хайндля).

Таро в эпоху Нью Эйдж

Нью Эйдж (New Age) - идеологическое и культурное движение, возникшее во второй половине XX века. Оно связано с практикой и смешением обычно популяризированных форм различных мистических и религиозных традиций. Время закрытых оккультных орденов закончилось, настала новая эпоха индивидуального духовного мировосприятия. На этой волне система Таро получила дальнейшее если не осознанное развитие (последним рывком в развитии системы можно мы бы считали колоду Тота), то распространение.

В настоящее время существует около полутора тысяч колод Таро и оракулов. Их создатели как правило следует традиции Уэйта (как смысловой, так и иконографической), в случае художественных колод - не слишком озабочены существованием системы в принципе (и тогда получается колода полу-Таро, полу-оракул), и лишь в особых случаях - способны создать совершенно уникальный авторский продукт - либо под властью своего творческого гения, либо опираясь на самостоятельно разработанную символическую и смысловую систему.

В целом мы могли бы разделить современные колоды на

a) оккультные: Таро Уэйта (Raider-Waite-Smith Tarot), Таро Тота (Thoth Tarot), Таро Хайндля (Haindl Tarot), Таро Элементов (Elemental Tarot) и некоторые другие;

b) клоны RWS - из которых наиболее интересными нам кажутся Таро Нового видения (New Vision Tarot) , Пражское Таро (Prague Tarot), Таро Магического Леса (Tarot of the Magical Forest), Таро Робин Вуд (Robin Wood Tarot), Богемские Барочные Коты (Baroque Bohemian Cats Tarot) и некоторые другие;

c) художественные, из которых мы выделим следующие колоды - Романтическая Викториана (Victorian Romantic Tarot), Таро Лунатиков (Lunatic Tarot), Таро Тайного Леса (Secret Forest Tarot), Средневековое Таро Скапини (Scapini Medieval Tarot), Фантастический Зверинец (Fantastical Menagerie Tarot). Отдельной разновидностью художественных колод являются эротические: наиболее популярные из них Таро Декамерон (Decameron Tarot), Таро Манары (Manara Tarot), Тfро Казановы (Casanova Tarot).

d) основанные на авторской системе: Таро Тайного Леса (Secret Forest Tarot), Таро Элементов (Elemental Tarot), Сказочное Таро (Fairytale Tarot) , Таро Хайндля (Haindl Tarot).

e) коммерческие колоды, клонирующие отголоски системы RWS в исключительно тематическом разнообразии.

Использованная литература:

1. Блейз А. Артур Уэйт// http://tarot.indeep.ru/history/waite_bio.html

2. Блейз А. История создания и публикации колоды Тота Кроули// http://tarot.indeep.ru/history/thoth_01.html

3. Каплан С. Классика Таро. - М.: Центрполиграф. - 2004.

4. Auger, Emily E. Tarot and Other Meditation Decks. History, Theory, Aesthetics, Typology. - McFarland & Company, Inc., Publishers. Jefferson, North Carolina, and London, 2004 - В переводе Анны Блейз.

5. Kaplan, Stuart R. The Encyclopedia of Tarot. - Stamford: U.S. Games Systems. - vol. I-IV. - 2006.

6. Moackley, Gertrude. The tarot cards painted by Bonifacio Bembo for the Visconti-sforza family: An iconographic and historical study. - N.Y.: New York Public Library. - 1966.


В качестве иллюстраций использованы карты Kazanlar tarot, колоды Мантенья,

© Галина Бедненко, 2007


Данный материал является авторским.
По всем вопросам использования - пишите на e-mail автора.