Юлия Косорукова

Традиции иконографии и интерпретации карт Таро



1. Школы иконографии

Под «школами Таро» в настоящее время понимается прежде всего три наиболее распространенные иконографические традиции:

Марсельское отличается несюжетными младшими арканами, отсутствием на картах астрологических символов и букв иврита. Иконография карт этой традиции старейшая, сохранившая для нас изображения карт такими, какими они были до их обработки оккультистами. Здесь стоит обратить внимание на то, что особенности колоды в какой-то мере предопределяют способы прочтения карт - в частности в Марсельском Таро учитывается символика цвета, нумерологические соответствия Арканов, соответствия мастей и стихий (первоэлементы огонь, вода,воздух и земля).

Когда европейские оккультисты, - начиная с Элифаса Леви - обратили свое внимание на карты Таро, то предпочли внести ряд существенных изменений в иконографию. Они руководствовались своим представлением о том, какого рода тайное знание должно транслироваться через эту символическую систему. Именно Элифас Леви атрибутировал буквы иврита картам Таро. Впоследствии эта идея получила свое продолжение в ордене Золотой Зари. Члены ордена привязали систему Таро к некоторым элементам, заимствованным из иудейской каббалы и астрологии. Карты Таро в этой системе получили привязку к одной из схем каббалистического Древа Жизни и астрологическим символам (знакам Зодиака и планетам).

Обработка оккультистами в XIX веке отразилась на иконографии карт двух следующих за Марсельским Таро традиций - на них появились еврейские буквы, знаки зодиака и знаки планет. Изменения коснулись и структуры - возникли споры о порядке расположения Старших Арканов в колоде. В частности различное расположение и номер аркана "Шут" привело к еще одному разделению: т.н. французская школа, следуя Элифасу Леви, помешала Шута между Судом и Миром, тогда как английская школа, вслед за С. Л. Мазерсом (глава ордена «Золотая Заря») делает Шута нулевым арканом и помещает его перед картой Маг. Разница заключается в том, атрибутировать ли первую букву еврейского алфавита Алеф карте Маг или же карте Шут. В глазах оккультистов того времени, встроивших в систему каббалистические элементы, этот вопрос приобрел исключительную значимость.

И Артур Уэйт и Алистер Кроули были членами оккультной организации «Золотая Заря», где было сделано очень много для переработки Таро в русле оккультной традиции. Таро Райдера-Уэйта имеет сюжетные числовые карты и именно сцены, изображенные на картах стали главным отличием колоды. С этим нововведением А.Э. Уэйта связана популярность традиции и появление огромного числа колод Таро, продолжающих и развивающих традицию. Другим изменением стала перестановка двух Старших Арканов – Справедливости и Силы. В Таро Тота Старшие Арканы, переставленные Уэйтом, вновь занимают прежние места. Числовые карты этой колоды несюжетные, названия некоторых Старших арканов изменены. Автор колоды А.Кроули радикально меняет смысл Арканов Сила и Суд. Он переименовывает их (Сила становится Вожделением, а Суд - Эоном) и приводит иконографию в соответствие со своим религиозно-мистическим учением

Нужно отдельно отметить то, что каббалистические и астрологические соответствия используют исключительно отдельные элементы исходных систем. Колода Таро, даже украшенная этими знаками, в любом случае не будет проводником или путеводителем по другим системам, но даст лишь намек на свою связь с соответствующей областью знаний. Арабо-европейская астрология и иудейская каббала - системы очень древние и развивались независимо друг от друга, не имея очевидных взаимовлияний или пересечений. Члены ордена Золотой Зари искали некий общий корень универсальной традиции. Однако увязывание столь разных и прекрасно разработанных традиционных наук и учений в рамках системы Таро (которые слишком узки для обеих систем) не могла не получиться искусственной и умозрительной конструкцией. Подобная система возможно могла быть пригодной для ритуалов тайных обществ, но перегруженность символикой других систем, обилие отсылок к астрологической традиции и Каббале явилось своего рода экстенсивным развитием системы Таро. Изменения привели к размыванию аутентичной символики и ее идеологизации в соответствии с представлениями оккультистов XIX века. Через систему Таро, хоть и снабженную заимствованными символами, мы не имеем выхода на другие реально существующие символические системы, т.к. соединение Таро с ними шло через разрушение внутренней структуры и логики последних. В рамках системы Таро мы видим лишь их разрозненные элементы, вырванные из контекста и системы.

Параллели в символических языках могут быть проведены лишь через те явления и события, которые они описывают, но ни в коем случае не непосредственно. Поскольку в последнем случае игнорируется цельность, связность, уникальные особенности и внутренняя структура систем. Сказанное можно проиллюстрировать простым примером: в числовые карты колоды Тота (Кроули) соответствуют управителям деканатов (эклиптика разбита на 36 частей по 10 градусов), но основой этой системы Кроули принимает древнеегипетскую астрологию. Однако у египтян деление эклиптики на 36 частей не дополняло деление на 12 частей (Зодиак), а существовало вместо Зодиака. Собственно египетская астрология была до-зодиакальной. Однако, несмотря на это в колоде используется символика и смыслы именно позднейшей зодиакальной астрологии! Повторимся, что такая несуразица становится возможной именно следствие полного пренебрежения реально существующей астрологической системой, а проставления соответствий диктуются целями сугубо прикладных или идеологических задач.

2. Школы интерпретации

Основным вопросом, который хотелось бы рассмотреть далее, является понятие "школа Таро". Оно включает в себя не только лишь иконографию и структуру колод перечисленных выше традиций, но и нечто гораздо более интересное - различия в подходе к трактовке карт и, и как следствие, различный взгляд на реальность (свою и кверента). Многие практики Таро ориентированы на идеологию в большей степени, чем на методику. Любой гадатель занимается тем, что объясняет клиенту его ситуацию и обстоятельства средствами символической системы.

Если бы все дело было в иконографии, то, казалось бы, в зависимости от того какой колодой пользуется таролог, мы могли бы сделать вывод о его "школе", методах и трактовках. На практике это далеко не так. Инструмент (в нашем случае - карты Таро), является важным и накладывающим свой отпечаток на интерпретацию. И сложные системы символов, и инструменты способны повлиять на взгляды гадателя в очень большой степени. Есть колоды, где отражена философия создателя и его картина мира (таковы например Ошо-Дзен Таро или Таро Тота). Работая инструментом с подобной идеологической нагрузкой, таролог вынужден как-то соотносить идеологию автора колоды с той, которой придерживается он сам (и которую предлагает клиентам). Сделать это действительно можно, следуя идеям автора в той мере, в которой это необходимо для работоспособности колоды и раскрытия ее потенциала, но избегая некритического восприятия идей автора.

Есть ли что-то еще кроме системы, иконографии, индивидуального восприятия и интуиции? Вне сомнения - есть. Работа с символическим языком невозможна без идеологии и философии. Которая, скорее всего, будет групповая или предлагаемая в группе, т.е. разделяемая гадателем и предлагаемая клиенту.

Здесь мы выделим пять основных идеологий, которые в значительной степени определяют подходы к трактовке, а, следовательно, условную принадлежность к школе:

1. Философия практичного быта.

В традиционных старых (т.н. цыганских) гаданиях общая философия это, прежде всего, философия быта и социального благополучия. Отсюда описания мужей, которые пьют или не пьют, бьют или не бьют, имеют любовниц или нет и прочие, столь же незамысловатые представления об удобной и социально благополучной жизни, которой что-то мешает свершиться (обычно - сглаз, порча и родовое проклятие). Основные тезисы этой философии приводить нет нужды, поскольку с вопиющей простотой таких взглядов на мир и людей, так или иначе, сталкивались многие.

В беседе с клиентом гадалка такого типа использует императивные утверждения: «карты говорят так», а основное послание «вы пришли к специалисту – и теперь вам нужно только слушать, запоминать и делать что скажу я». Распространенное выражение "карты говорят" ("карты сказали") можно отнести именно к этой школе интерпретации. Разумеется, в большом количестве случаев это всего лишь фигура речи, устойчивое словосочетание и гадатель не складывает с себя ответственности за трактовку и привнесение собственной идеологии. Все знают, что карты сами не говорят – это не обладающие речевой функцией раскрашенные кусочки картона. Смысл и голос они обретают через посредство гадателя. Поэтому одна и та же карта практиками разных школ будет читаться по-разному.

Гадатель, разделяющий бытовую идеологию, крайне редко предлагает варианты или ведет диалог с клиентом, с целью уточнить свои формулировки и «диагнозы». И в этом случае ссылаться на карты (которые «говорят» например, про порчу) вполне естественно, ибо это дает отстраненность и «прозрачность» оракула – как бы сама судьба говорит с человеком через выпавшие карты, а гадалка лишь озвучивает.

Карты в этой школе либо имеют вполне определенные значения (не раскрывающиеся так многозначно как символы), либо читаются ассоциативно – по картинке. Манера обращения с клиентом опекающая, покровительственная.

2. Идеология Нью-Эйджа и поп-психологии

Вторая философия представляет собой гибрид эклектики Нью-Эйджа и поп-психологии. Это явление достаточно новое, но на настоящий момент торжествующее и довлеющее в умах и массах как потребителей, так и мастеров, предлагающих свою работу. Поэтому мы разберем его идеологию достаточно подробно. Течение популярно прежде всего за счет своей всеядности - стремлению адаптировать, интегрировать, включить в себя (на вторых-третьих ролях) или пожрать любую противостоящую ей идею. Здесь любой человек (вне образования и системы знаний) может выбирать из окружающих его идей, учений, концепций то, что ему нравится и соединять их между собой очень произвольно: как хочется, как получается и - в целом –довольно случайно. По умолчанию предполагается, что некая сила (интересоваться природой этой силы мало кто хочет, но считается что она мудра, добра и хочет нам только хорошего) подводит человека к получению опыта (опыта в широком смысле слова – и практического, и эмоционального, и духовного), нужного в текущий момент и пробуждает отклик именно на те элементы учений и практик, которые позволяют нам личностно расти и духовно совершенствоваться. Предполагается это, повторюсь, по умолчанию.

Все иллюзии, миражи, мучительные блуждания, трата ресурсов, ошибки, обманы, ловушки на этом пути, приводящие к катастрофическим падениям и трагедиям - в этой философии лишь досадные исключения, подтверждающие общие правила. Это позитивная идеология, предлагающая каждому практику составить некий идейный коллаж из дорогих ему мыслей и кусочков реальности. В подобном посыле нет ничего особенно плохого или необычного - каждый человек формирует свою картину мира из доступного и подходящего материала.

Особенностью именно нью-эйждевской идеологии является ее, если так можно выразиться, принципиальная бесхребетность. Там не только отсутствует собственная структура, внятные ориентиры и соподчиненность частей, но и пропагандируется пренебрежительное отношение к системам знаний (учениям), подобную структуру имеющим. Учения, области знаний и системы символов с их основами (культурный фон, внутренняя логика, структура, границы применимости, история развития) объявляются слишком ограниченными/устаревшими и неспособными вобрать всю мудрость мира.

Основой пренебрежения обычно является элементарное невежество и желание не изучать, а потребить поверхностный слой - взять понравившийся кусок (идею, практику, набор символов) и как-нибудь встроить в свою картину мира. Принципов отбора нет никаких, но требуется значительный запас толерантности. По сути, это интеллектуальное варварство, когда детали храма чужой традиции разбираются на сувениры/трофеи, призванные символизировать причастность к иной культуре или возвышение над ней.

За кадром остается тот факт, что бессистемный интеллектуально-духовно-практический винегрет Нью-Эйджа способен к накоплению духовной мудрости в гораздо меньшей степени, чем большинство ограниченных, но структурированных систем знаний (учений, идеологий). Хаотическое разнообразие Нью-Эйджа неспособно к концентрации и структурированию и неспособно дать ориентиры и систему приоритетов. Адепт этой идеологии принципиально не стремится к упорядочиванию, считая, что Мудрый мир (Вселенная, Мировой Разум, Бог) все упорядочивает самостоятельно и в тонком мире выправляются все недостатки мира плотного.

Характерные представления и капканы этой философии:

Последний тезис далеко не прост и даже имеет определенную философскую базу в виде экзистенциализма, однако при неразборчивости и принципиальной неструктурированности идеологии Нью-Эйджа спутываются истинное переживание Бытия и умозрительная картина мира индивидуума. Однако это вещи совершенно не тождественные. Высокая планка экзистенциализма на нью-эйджевской почве понижается до уровня кухонной философии "Я никого не стану слушать, так как я сам для себя эксперт в любом вопросе". Точные науки в силу объективных причин, страдают от такого подхода в гораздо меньшей степени чем гуманитарные. Последние именно в силу своей "нематериальности" в сознании массы практиков превращаются в культурное и идеологическое месиво.

Манера общения с клиентом целиком зависит от предпочтений практика этой школы. Из-за изначальной идеологической пестроты диапазон очень широк - от жестко императивной и суховатого «делового» стиля до равного диалога или даже мягкого принятия клиента и подстраивания к его внутренней реальности.

3. Идеология основанная на религиозно-мистическом учении А.Кроули.

(В настоящее время в России представлена в основном школой Московского отделения О.Т.О.)

Оккультист XIX века А. Кроули объявил себя пророком новой эпохи (Эона), создал «священные тексты» и колоду Таро Тота (которую нарисовала по его инструкциям художница Фрида Харрис). В последней использованы наработки ордена Золотой Зари, но в целом она представляет собой своего рода путеводитель по философской системе и практический инструмент для адептов учения, самого А. Кроули.

Это учение чрезвычайно близко к идеологии Нью-Эйдж прежде всего свободой обращения с символикой других традиций и культур, идеями духовной эволюции, беспрепятственным общением с сущностями иного мира и ориентацией на индивидуализм. Однако при всей близости Нью-Эйджу, эта школа имеет выраженные особенности, среди которых:

4. Синтез юнгианской психологии и европейского мистицизма.

В наше время это течение представлено школой интерпретации индивидуального мифа Г. Бедненко. Эта идеология предполагает ценность традиции и традиционных форм, с обязательным учетом исторического и культурного контекста. Используемые архетипы и системы символов, признаются имеющими собственную почву, систему связей и внутреннюю структуру. Для практика это существенно ограничивает возможность индивидуальных искажений при работе с символикой – крайне гибкое и текучее индивидуальное восприятие неизменно соотносится с коллективным, с культурным фоном и традицией.

При формировании собственной картины мира практик также может включать в нее различные учения и традиции, по возможности избегая спрягать их между собой и вносить изменения, ориентируясь только на свои представления. Это объясняется тем, что культурные формы и символические системы в этой идеологии мыслятся устойчивыми образованиями и, соответственно, в индивидуальной картине мира не разбираются на части и не становятся пластилиновыми. Такой подход позволяет отказаться от эклектики и работать с различной символикой, не теряя глубины, учитывая культурные и исторические оттенки, не размывая смысла символа включениями из других систем и избегая только лишь индивидуального субъективного прочтения.

Особенности идеологии:

5. Ассоциативная работа с Таро психологов и психотерапевтов

Психологическая интерпретация, как правило, предполагает ассоциативное прочтение карты самим клиентом, своего рода аналог работы с проективными методиками в психологии. В этом случае психолог работает в русле методик своей школы и выдает соответствующие постулаты, направляя клиента к поискам его «ресурсов», «развитию спонтанности и воображения», исследованию страхов и источников напряжения. Существуют даже специально заточенные под такую интерпретацию колоды (например «Таро внутреннего ребенка», где упор делается на наблюдение и развитие «Ребенка в себе»). В этом случае Таро является лишь одним из изобразительных инструментов психолога, не отличаясь от любой другой иллюстрированной колоды картинок.

Таким образом, мы можем заключить, что поскольку любой человек находится в поле своих представлений (о себе, о других, о жизни и вообще о том как устроен мир), это налагает свой отпечаток на то, как он объясняет происходящее с ним самим или с другими. Это касается и работы профессионалов. Зачастую именно идеологией объясняются значительные различия в трактовке одних и тех же карт, их сочетаний, и направленность итоговых рекомендации таролога. Об этом следует помнить и делать свой выбор в пользу той или иной школы осознанно.


© Косорукова Ю. 11.02.2010