Алистер Кроули

Ату I

(Подборка по Магу состоит из трех частей.
Первая часть - описание карты из части II "Книги Тота".
Вторая - материалы из приложений к "Книге Тота" (которые... гмм... наверное, забыли перевести в известном русскоязычном издании "Книги Тота", оставив между тем ссылки на них elsewhere, то бишь по всему тексту). Там описания видений, связанных с Магом, соответствующие фрагменты из "Парижского делания" и еще кое-что. Кроули полагал, что для адекватного понимания этого аркана в его колоде все эти материалы необходимы.
Третья часть - главка о Маге из книги Дюкетта.
Примечания Кроули повсюду даны в скобках и выделены курсивом и цветом. Мои примечания к переводу (пронумерованные) - в конце каждой части. - Анна Блейз)

ИЗ КНИГИ ТОТА
Aleister Crowley, Frida Harris. Book of Thoth. Weiser Books, 1981

В переводе Анны Блейз

ЧАСТЬ I

Эта карта соответствует букве Бет, означающей "дом", и планете Меркурий. Идеи, связанные с данным символом, столь сложны и многообразны, что кажется целесообразным присовокупить к нижеследующему общему описанию несколько текстов, раскрывающих различные аспекты этой карты. Тогда всё в целом составит адекватную основу для полной интерпретации карты посредством изучения, медитации и практического использования.

Французское название этой карты в средневековой колоде - Le Bâteleur, Носитель Жезла (Bâton). (Вариант: LE PAGAD. Происхождение неизвестно. Предположения: 1) PchD (Пахад) - "страх" (особ. панический ужас), название Гебуры; а также "бедро", т.е. membrum virile [1]. Ср. с арабским PAChD - "вызывающий ужас"; числовое соответствие - 93!!! [2] 2) пагода, фаллический памятник: похоже и в равной мере вероятно.) Меркурий - это в первую очередь носитель Жезла, испущенная и направленная Энергия. Следовательно, данная карта представляет Мудрость, Волю, Слово, Логос, посредством которого были сотворены миры. (См. Евангелие от Иоанна, глава 1.) Это символ Воли. Коротко говоря, это Сын проявление замысла Отца в действии. Это мужское соответствие Верховной Жрицы. Здесь необходимо избегать путаницы в связи с основополагающим учением о Солнце и Луне как о вторых обертонах Лингама и Йони. Как показано в цитате из "Парижского Делания" (см. Приложение), творческий Меркурий имеет природу Солнца. Но Меркурий - это Путь, ведущий от Кетер к Бине, Пониманию; таким образом, он - вестник богов, символизирующий именно Лингам, Слово творения, звук которого - безмолвие.

Однако при этом Меркурий [3] обозначает действие во всех его формах и фазах. Он - текучая основа всякой передачи действия и (в рамках динамической теории Вселенной) сама ее субстанция. В понятиях современной физики это электрический заряд, представляющий собой первое проявление круга десяти неопределимых идей, речь о котором шла выше [4]. Таким образом, он есть непрерывное творение.

Также, будучи Словом, он, по логике вещей, является законом причинности, или необходимости и случайности, то есть тайным значением Слова, сущностью Слова и условием его произнесения. Вследствие этого, и, прежде всего, в силу своей двойственности, он символизирует одновременно истину и ложь, мудрость и глупость. Своей внезапностью он опровергает любую утвердившуюся идею и ввиду этого кажется коварным. Будучи творцом, он не имеет совести. Если он не может достичь поставленных целей честными средствами, то добивается своего обманом. Именно поэтому легенды о юном Меркурии - это легенды о хитроумии. Понять его невозможно, ибо он - Бессознательная Воля. Там, где он располагается на Древе Жизни, третья сефира - Бина (Понимание) - еще не сформировалась, не говоря уже о ложной сефире - Даат (Знании).

Из вышесказанного явствует, что данная карта есть вторая эманация Венца и, следовательно, в некотором смысле, зрелая форма первой эманации - Дурака (связанного с буквой Алеф), или Единства. Эти идеи столь тонки и неопределенны и относятся к столь возвышенным планам мышления, что дать им четкую дефиницию невозможно. Это даже и нежелательно, поскольку сама природа этих идей - в том, чтобы перетекать друг в друга. Можно лишь сказать, что любой конкретный символ обозначает легкий акцент на какой-либо частной форме многоликой идеи. Рассматриваемая карта подчеркивает творческий и дуалистический характер пути Бет. В традиционной колоде этот смысл скрывается под маской Фокусника.

Трактовка Фокусника - одна из самых грубых и неудачных в средневековой колоде. Обычно он изображается в шляпе, имеющей форму математического знака бесконечности (который детально изображен на карте Двойке Дисков). В руке у него жезл с набалдашниками на обоих концах - возможно, связанный с двойной полярностью в электричестве, но также представляющий собою полый жезл Прометея, в котором тот принес огонь с небес. На столе или алтаре, за которым стоит Фокусник, располагаются остальные три элементальных орудия.

Жезлом Он созидает.
Чашей Он сохраняет.
Кинжалом Он разрушает.
Монетой Он вызволяет
.
("Liber Magi", 7-10)

Представляемая здесь карта разработана главным образом на основе греко-египетской традиции, ибо в ходе взаимодействия греческой и египетской философских систем идея этого аркана была развита не в пример глубже, чем в любой другой традиции за все времена.

Индуистское представление о Меркурии как Ханумане, боге-обезьяне, до омерзения низменно. В культе его не обнаруживается ни одного из высших аспектов данного символа. Похоже, его приверженцы стремились в основном к тому, чтобы порождать временные инкарнации этого божества, для чего каждый год женщин племени отправляли в джунгли. Кроме того, о нем не сложено ни одной сколько-нибудь глубокой или духовной легенды. Нет сомнений, что Хануман - это не более чем Обезьяна Тота.

Главная примета Тахути, или Тота, египетского Меркурия, - голова ибиса. Ибис символизирует сосредоточение, ибо когда-то полагали, что эта птица постоянно стоит без движения на одной ноге. Совершенно очевидно, что это - символ созерцательного духа. Не исключено также, что он неким образом связан с основной мистерией Эона Осириса - тщательно охранявшимся от непосвященных тайным знанием о том, что для рождения детей необходимо участие мужчины. В данной своей форме Тот держит в руке жезл феникса, символизирующий воскресение посредством деторождения. В левой руке у него Анх, изображенный как ремень сандалии - то есть средство передвижения по мирам, способность к которому есть отличительный признак божества. Однако по форме своей Анх (crux ansata) в действительности представляет одну из разновидностей Розы и Креста, и этот факт, быть может, не настолько уж и случаен, как пытаются внушить нам современные египтологи, озабоченные попытками ниспровергнуть фаллическую школу археологии.

В другой своей форме Тот представлен прежде всего как Мудрость и Слово. В правой руке он держит стило, в левой - папирус. Он - вестник богов; он передает их волю иероглифами, понятными только посвященным, и записывает их деяния; однако уже в древнейшие времена было замечено, что употребление речи или письма влечет за собой, в лучшем случае, двусмысленность, а в худшем - ложь. Поэтому Тота стали изображать в сопровождении обезьяны-кинокефала, дело которой - искажать Слово божества, высмеивать, подделывать и обманывать. В философских терминах это можно выразить так: Проявленность предполагает иллюзию. Данное положение встречается в индуистской философии, где рассматриваемый аспект Тахути именуется Майей. Также оно обнаруживается в центральном и характеристическом образе буддийской школы махаяна (по существу тождественной учению о Шиве и Шакти). Видение этого образа описывается в тексте под названием "Владыка Иллюзии" (см. Приложение).

В настоящей карте предпринята попытка объединить все вышеперечисленные концепции. Однако представить истинный образ здесь невозможно - ибо, во-первых, любой образ по определению неистинен; во-вторых же, поскольку движение вечно, а скорость его предельна, т.е. равна c, скорости Света, то всякое состояние покоя само по себе противоречит идее данной карты; таким образом, этот рисунок - не более чем мнемонические наброски. Многие из отображенных в нем идей хорошо объясняются в выдержках из "Парижского Делания" (см. "Приложение").

Примечания переводчика

[1]. Мужской член (лат.).

[2]. 93 - одно из ключевых чисел в системе телемы, числовое соответствие греческих слов thelema ("воля") и agape ("любовь").

[3]. Англ. Mercury - "Меркурий", а также "Ртуть", одно из алхимических первоначал.

[4]. Имеется в виду следующий фрагмент из "Книги Тота": "Кажется вероятным, что источником вдохновения для каббалистов, придумавших Древо Жизни, послужил Пифагор; либо же и он, и они черпали свои познания из общего источника, еще более древнего. Так или иначе, обе школы сходятся в одном основополагающем постулате, а именно: для описания Абсолютной Реальности лучше всего подходят Числа и их взаимодействие. Интересно, что к некоему подобному выводу пришла в конце концов современная математическая физика. Более того, были отброшены попытки описать Реальность через определение какого-либо одного, отдельно взятого термина. В современной науке Реальность мыслится в образе круга из десяти идей, таких как Потенциал, Материя и т.д. Каждый из этих терминов сам по себе бессмыслен - понять его можно лишь в соотнесении с другими. Выше в настоящем исследовании делается точно такой же вывод относительно того, каким образом зависят друг от друга и состоят друг из друга все планеты, стихии и знаки".

ЧАСТЬ II

МАГ (The Magus)

1. О Меркурии (из "Парижского Делания")

Далее следует очень подробное описание природы Меркурия в нескольких аспектах, в особенности в том, что касается его отношений с Юпитером и Солнцем.

В начале было Слово, Логос; это и есть Меркурий, которого, соответственно, следует отождествить с Христом. Оба они - вестники; мистерии рождения их схожи между собой; детские шалости [1] их также схожи. В "Видении Вселенского Меркурия" [2] Гермес нисходит на море, что соотносится с Марией [3]. (На Древе Жизни он нисходит Путем Бет от Кетер - Венца к Бине - Великому Морю; см. схему.)

Крест Распятия символизирует Кадуцей; двое разбойников — две змеи; скала в видении Вселенского Меркурия — это Голгофа; Мария (Maria) же — просто Майя (Maia)[4] с солярной R во чреве [5]. Разногласия между синоптиками [6] и Иоанном по поводу Христа в действительности отразили соперничество между жрецами Вакха, Солнца (Sol) и Осириса, а также, вероятно, Адониса и Аттиса, с одной стороны, и служителями Гермеса — с другой, возникшее в тот период, когда посвященные по всему миру сочли необходимым, ввиду разрастания Римской империи и развития средств сообщения, заменить противоборствующие политеистические верования некой синтетической Верой.

В продолжение аналогии сопоставьте нисхождение Христа во ад с функцией Гермеса как проводника умерших. Далее, Гермес выводит [из царства мертвых] Эвридику, а Христос воскрешает дочь Иаира [7]. Утверждение о том, что Христос воскрес на третий день, объясняется тем, что планета Меркурий становится видимой через три дня после отделения от солнечного диска. (Здесь можно отметить, что планеты Меркурий и Венера, расположенные между нами и Солнцем, подобны Матери и Сыну, которые выступают посредниками между нами и Отцом.).

Обратите внимание на Христа как Врачевателя [8], а также на его собственное изречение: "Сын Человеческий приходит, как тать ночью" [9]. И, кроме того, - на сказанное у Матфея, 24:27: "...ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого".

Также примите к сведению отношения Христа с менялами [10], его любовь к притчам и тот факт, что первый его ученик [11] был мытарем, то есть сборщиком податей.

Вспомните также, что Меркурий освободил Прометея.

Кроме того, общим символом Христа и Меркурия является половинка рыбы [12]; рыба была посвящена Меркурию (возможно, из-за своей подвижности и холодной крови). Многие ученики Христа были рыбаками, и сам он сотворил немало чудес, связанных с рыбой.

Далее обратите внимание на Христа как посредника: "Никто не приходит к Отцу, как только через меня" [13], и на Меркурия как Хокму [14], "через которую мы только и можем приблизиться к Кетер".

Кадуцей заключает в себе полную символику гнозиса. Крылатое солнце или фаллос символизируют радость жизнь на всех планах, от самых низших до наивысших. Змеи (помимо соотнесения с активным и пассивным началами, с рогами, с Осирисом [15] и прочих известных атрибутаций) представляют те качества Орла и Льва [16] соответственно, о которых мы знаем, но молчим. Это символ, соединяющий Микрокосм с Макрокосмом, символ магической операции, благодаря которой свершается этот союз. Кадуцей - это сама Жизнь, и применение его универсально. Это - универсальный растворитель [17].

Теперь я вижу всё: он далеко превосходит мужественную силу Марса. Все прочие боги - лишь ипостаси Юпитера, сотворенные Гермесом. Он - первый из Эонов.

У этого бога превосходное чувство юмора. Он чужд сантиментов по поводу своей основной функции; Вселенную он воспринимает как некий замечательный розыгрыш; но при этом он признаёт, что Юпитер серьезен, как сама Вселенная, - хотя и смеется над ними за эту серьезность. Его единственное дело - передача силы от Юпитера, и ничто иное его не заботит. Весть, которую он несет, есть Жизнь; в Юпитере же жизнь дремлет.

Что касается Реинкарнации, то здесь справедлива гелиоцентрическая теория. Преодолевая условия одной планеты, мы воплощаемся на следующей планете в порядке приближения к Солнцу, и так в конце концов возвращаемся к Отцу всего сущего, где все части нашего опыта связываются воедино и становятся понятными, и звезда говорит со звездою. Земля - последняя из планет, на которой тела созидаются из праха земного; на Венере они жидкие, на Меркурии воздушные, на Солнце же сотворены из чистого огня. ("На Солнцах мы вспоминаем; на Планетах - забываем". - Элифас Леви.)

Вижу восьмиконечную звезду Меркурия, воссиявшую внезапно: она сложена из четырех королевских лилий (fleurs-de-lys), чьи лучи — как рога оленя, а между ними — подобье тростников. В сердцевине начертана монограмма Великого Мастера, но не та, что вам известна. На кресте — Голубь, Ястреб, Змей и Лев, а также некий символ, еще более тайный. Ныне же вижу огненные мечи света. Все это — в Космических масштабах. Все расстояния астрономические. Когда я говорю «Меч», то явственно вижу клинок длиной во много миллионов миль.

2. "Владыка иллюзии" (выдержки из Liber CDXVIII, "Видение и Голос")

Фрагмент из "Клича 3-го Эфира"[18]

Это образ Мага Таро. (Ату I. Это Майя [Mayan], Великий Маг, сотворивший Двоицу (Бет), в результате чего появилась возможность Противостояния и, следовательно, "Зла". Не следует путать его с Хокмой творческим Меркурием, Логосом, который переносит в себе Сущность Кетер [в Бину], дабы Кетер смог постичь Самого Себя с помощью Бины. В отличие от него, этот низший Меркурий утверждает Двоицу как Реальность, отрицая тем самым и Кетер, и Айн [19]. Тем самым он порождает материализм.) В правой руке его - факел, стремящий яркое пламя ввысь; в левой - чаша яда, низвергающегося в преисподнюю. Над головой его злой талисман - кощунство, кощунство и кощунство - в форме круга. Это величайшее из кощунств (т.е. подобное осквернение круга. Этот нечистый круг состоит из трех концентрических колец. Тогда как круг нуждается в квадрате (или Кресте), чтобы исполнить свое предназначение.) На ногах его косы, мечи и серпы, кинжалы и ножи, все заостренные вещи мира (Любопытно, что для своего нью-гемпширского затворничества (An XII) [20] Созерцатель [этих видений] приобрел в качестве магических орудий топор, нож и пилу. В то время он начисто забыл этот фрагмент. P.S. [21] Солнце во Льве, Луна в Раке (An XII). Только что (посвятив несколько дней резьбе по дереву) я осознал, что предназначение ножа - придавать бесформенным предметам Красоту. Следовательно, в этом же заключается и задача Мага [Magus], которую я не мог увидеть, пока находился на предыдущей Ступени. Ныне же, о Господи, дай мне узреть истинное Видение Мага как он есть.) их миллионы, и все они едины в одном. Стол перед ним - это Скрижаль преступления, Скрижаль о сорока двух частях. Скрижаль эта связана с сорока двумя Судьями Умерших, ибо они Обвинители, которых должна одурачить душа [22]; а также с сорокадвухчастным именем Бога, ибо сие есть Тайна Беззакония - то, что некогда было положено начало всему сущему (42 = 2 х 21. 21 = Хе-Йод-Хе-Алеф, Божественное Имя Кетер [23]; таким образом число 42 утверждает Двоицу в противовес Монаде и отрицает Любовь. [Также] 42 = Алеф-Мем-Алеф [24], неоплодотворенная Мать, или "идейная" Девственница - женский эквивалент Черного Брата.). И Маг этот мечет силою четырех орудий своих покров за покровом [25] тысячи сияющих цветов, что вспарывают и рвут на части этот Эфир (Aethyr), уподобляя его зазубренным пилам, сломанным зубам во рту младой девы, разрушению или безумию. И стоит чудовищный скрежет, сводящий с ума. Это мельница, на которой Универсальная Субстанция, то есть эфир (ether), была перемолота в материю.

Фрагменты из "Клича 4-го Эфира":

Голос возглашает: "Узри блистание Господа, утвердившего стопы свои на прощающем прегрешение. Узри шестиконечную Звезду [26], пламенеющую в Усыпальнице, - печать бракосочетания великого Белого Царя с его черной рабою". (Это обычные алхимические символы, встречающиеся также в тибетской мифологии. Значение их повсюду одинаково - оно же описано и здесь.)

И поглядел я в Камень, и узрел шестиконечную Звезду; весь этот Эфир - как темно-желтые облака, как пламя в топке. И наводнен он могучим воинством Ангелов, синих и золотых, возглашающих: "Свят, свят, свят ты, кого не сокрушат ни землетрясения, ни громы! Конец всего сущего грядет; близок день Пришествия! Ибо он сотворил Вселенную и низверг ее, дабы вкусить в том наслаждение".

И вот узрел я этого бога посреди Эфира. Тысяча рук была у него, и в каждой руке - оружие грозной силы. Лик его ужаснее бури, очи его полыхают молниями, нестерпимыми в блеске своем. Из уст его текут моря крови. На голове его венец всякой пагубы. На челе его перевернутая Тав [27], а по обе стороны от нее - знаки кощунства. И держит его в объятиях младая дева, подобная королевской дщери, что явилась в девятом Эфире [28]. Но сила его окрасила ее румянцем, а ее чистота расцветила его черноту синевой.

Они сплетены в яростном объятии: ужасная мощь бога разрывает деву на части, она же удушает его в тесном кольце своих рук. Голова его запрокинута, и на горле его багровые следы ее пальцев. В слитном крике их нестерпимая мука; но это - крик их наслаждения; и все страдания, все проклятия и утраты, смерть всего сущего во вселенной - лишь дуновение ветерка в этом ураганном реве экстаза. (Все это относится к "Любви в согласии с волей" - к Закону, который движет Вселенную.) (Этот образ можно найти на священных Знаменах, украшающих святилища в Тибете. Обычно его пишут на шелке и повторяют [на одном полотне] в различных вариантах, окружая центральное сияние изображениями планет [29].)

<...>

И молвит некий ангел: "Смотри! Постичь это видение тебе не дано. Но да устремишься ты к слиянию с этим наводящим ужас брачным ложем!"

И вот, я разъят на части: нерв - от нерва, жила - от жилы, и глубже, клетка - от клетки, молекула - от молекулы, атом - от атома, - и все это в то же время смято воедино великой силой. Запиши, что разрывание на части есть сжатие воедино. (Вновь логика трех высших сефирот.) Все двойственные феномены суть лишь две точки зрения на единый феномен; единый же феномен есть Покой (Peace). Мои слова и мысли бессмысленны. "И восстали полуоформленные лики" [30]. Вот в чем смысл этого отрывка: они суть попытки интерпретировать Хаос. Но Хаос есть Мир [Peace - мир, покой], а Космос - Война Розы и Креста (только "Любовь в согласии с волей" может объединить их.). Вот что это был за "полуоформленный лик". Образы бесполезны.

<...>

О да, как в зеркале, так и в уме твоем, выстеленном подкладкой лживого металла, всякий символ предстает перевернутым. Знай: все, чему ты доверял, сокрушит надежды твои, а все, от чего ты бежал, было тебе во спасение. Вот почему кричал ты на Черном Шабаше, когда целовал косматый зад козла, когда бог, кривой и узловатый, рвал тебя на части, когда ледяной водопад смерти уносил тебя прочь. (См. "Liber CCCLXX" и др.)

Кричи же, громче кричи: рев льва, пронзенного рогом, смешай со стоном задранного быка; и вопль человека, терзаемого в когтях Орла - с криком Орла, задыхающегося в руках Человека. И все это смешай со смертным возгласом, который испустила Сфинкс, когда слепой человек осквернил ее тайну. Кто это - Эдип, Тиресий, Эринии? Кто он, этот слепец и провидец, дурак, что превыше всякой мудрости? Гончие неба мчатся за ним по пятам, крокодилы преисподней подстерегают его; кто он? (Отсылка к Ату 0.) Имя его - Алеф, Вав, Йод, Айин, Реш, Тав. (Эти пути образуют Поток 1-2-4-6-8-9-10 на Древе Жизни. Они соединяют сефирот 1, 2, 4, 6, 8, 9 и 10 и в сумме дают 687 = 3 х 229. 229 это соответствие одного из возможных вариантов имени Айвасс [31] (на древнееврейском) в полной записи.)

Под ногами его Царство, на голове его - Венец. Он - дух и материя; он покой и сила; в нем - Хаос, и Ночь, и Пан; от БАБАЛОН - наложницы своей, напоившей его кровью святых, собранной в ее золотую чашу [32], - породил он эту деву, кою ныне лишает девственности. Это и есть то, о чем сказано: "И Малкут будет возвышена и воссядет на троне Бины" [33]. (Это наиважнейшее таинство Дочери, освежающей дряхлость Всеотца и тем самым продолжающей цикл Тетраграмматона.) И это есть камень философов, поставленный как печать на Гробницу Тетраграмматона, и эликсир жизни, извлеченный из крови святых, и красная пудра [34], на которую перемолоты кости Хоронзона [35].

Страшна и чудесна Тайна сия, о Титан, взошедший на ложе Юноны! Воистину, распят и изломан ты на колесе (имеется в виду Иксион, который сочетался с Юноной, принявшей образ облака); но ты открыл наготу Святой, и Царица Небесная понесла и родит, имя же сыну будет Vir, и Vis, и Virus, и Virtus, и Viridis [36], и все они вместе - в едином имени, что превыше их всех. (Vi Veri Vniversum Vivus Vici [37], девиз Созерцателя этих видений как Мастера Храма).

* * *

Прояснить значение этой карты может помочь также следующий отрывок из "Liber Aleph" "Книги Мудрости или Глупости":

Тахути, или Тот, утвердил Слово Диониса [38], дав ему продолжение, - ибо он показал, как направлять Действия Воли при помощи Ума. Критика и сохраненная в записях Память помогают Человеку избегать Ошибки и Повторения Ошибки. Но истинным Словом Тахути было АМОН (AMOUN) [39], посредством коего он помог Людям постичь их сокровенную Природу, а именно - то, что они едины со своими Истинными Я, или, как они выражались в то время, с Богом. Он же открыл им Путь к этому Достижению и связь его с Формулой INRI [40]. Кроме того, явив Тайну Числа, он подготовил тем самым дорогу Своему Преемнику, дабы тот смог возвестить о Природе всей Вселенной, разложив на составные части ее Форму и Структуру, то есть сделав для Материи то же самое, что Будде было предначертано сделать для Сознания [41].

Примечания переводчика

[1]. Подразумеваются детские проделки Христа, описанные в апокрифическом "Евангелии детства".

[2]. "Видение Вселенского Меркурия" - герметический текст, входящий в корпус материалов ордена Золотой Зари.

[3]. Имя "Мария" в буквальном переводе с древнееврейского означает "горькое (или мирровое) море". Один из титулов Девы Марии в латинском обряде Stella maris ("Звезда моря").

[4]. Т.е. иллюзия.

[5]. R (Реш) буква, соответствующая XIX аркану Таро "Солнце".

[6]. Синоптики (от др.-греч. synoptikos букв. "со-наблюдающий") наименование евангелистов Марка, Матфея и Луки, в евангелиях которых события описаны схожим образом. Евангелие Иоанна отличается от синоптических евангелий как по хронологии, так и по языку изложения.

[7]. Лк., 8:41 56.

[8]. В число функций древнегреческого бога Гермеса врачевание не входило, однако легендарный древнеегипетский маг Гермес Трисмегист почитался, среди прочего, как врачеватель.

[9]. В русском синодальном переводе "...день Господень так придет, как тать ночью" (1 Фес. 5:2) или "Придет же день Господень, как тать ночью" (2 Петр. 3:10).

[10]. Например, Ин. 2:13-15: "...Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме <...> сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех <...> и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул".

[11]. Т.е. Матфей.

[12]. По ряду причин изображение рыбы стало первым в истории символом Христа. Верхняя половина стилизованного изображения рыбы служила опознавательным знаком для ранних христиан. Если встречались два незнакомых человека и один из них начинал догадываться, что перед ним - собрат по вере, он чертил на земле верхнюю половину рыбы:


Второй узнавал символ и дополнял его нижней линией:

[13]. Ин. 14:6.

[14]. Имеется в виду не планета Меркурий, соотносящаяся с сефирой Ход, а римский бог Меркурий один из божественных образов (Godforms), связанных с сефирой Хокма (наряду с такими божествами, как египетский Тот, Исида в ипостаси богини мудрости, скандинавский Один, греческие Гермес, Уран и Афина и др.; полный список соответствии приводится в книге Кроули "777").

[15]. Имеется в виду один из символов Осириса - две змеи, увенчанные царскими коронами (Верхнего и Нижнего Египта соответственно).

[16]. Алхимические символы летучего (ртути) и фиксированного (серы) начал.

[17]. Универсальный растворитель, или алкагест, - в алхимии: жидкая субстанция, обладающая способность растворять все без исключения вещества. Получение универсального растворителя один из этапов Великого Делания.

[18]. В енохианской магии Эфиры (Aethyrs, Aethers), или Воздухи (Aires), - тридцать миров, или планов бытия, пронизывающих и окутывающих собою материальный мир. "Книга 418" ("Видение и Голос") содержит описания тридцати Эфиров, которые Кроули сделал на основе своих видений, вызванных церемониальным способом. Не путать с Эфиром (Ether) одним из названий "пятого элемента", квинтэссенции.

[19]. Айн (др.-евр. букв. "ничто, небытие") в каббале изначальное Единое, пребывающее в небытии; так называемый "первый покров отрицательного бытия", содержащий в себе прообразы первых трех сефирот.

[20]. An(no) XII по календарю, принятому в системе телемы, двенадцатый год от начала "нового эона" (8 10 апреля 1904, когда Кроули записал текст "Книги Закона"), т.е. 1916-й год обычного летосчисления. Под "нью-гемпширским затворничеством" понимается период уединенного проживания Кроули в Нью-Гемпшире, неподалеку от Бристоля (США), в 1916 году. В это время он вел магическую работу, связанную с недавно достигнутой им степенью Мага (Magus, 9˚=2˚, т.е. 9-я [из десяти] ступень посвящения, соответствующая 2-й сефире Хокме).

[21]. Следующий далее постскриптум - дневниковая запись Кроули, сделанная в 1916 году при указанных аспектах Солнца и Луны, т.е. в период с 27 по 29 июля.

[22]. Согласно древнеегипетским представлениям, душа на загробном суде предстает перед 42 судьями, которые задают ей вопросы о прегрешениях, совершенных при жизни. Чтобы добиться оправдания, душа должна ответить на все отрицательно (т. наз. "Отрицательная исповедь").

[23]. Т.е. AHIH Эхейе ("Я есмь"), записанное здесь еврейскими буквами справа налево.

[24]. AMA, т.е. каббалистическое имя Божественной Матери АIMA, записанное без буквы Йод (символизирующей оплодотворение).

[25] Ср. индуистское и буддийское представление о "покрове Майи" (иллюзии) мираже, лишенном собственной сущности и скрывающем подлинную сущность мира.

[26]. Т.е. гексаграмму символ Макрокосма.

[27]. Буква Тав соответствие Ату XXI ("Вселенная"); в перевернутом виде обозначает отрицание идей, соответствующих этому аркану.

[28]. В "Кличе 9-го Эфира" Кроули описывает видение "королевской дочери", или "дочери Бабалон", каббалистической Невесты (Хе конечной в составе Тетраграмматона, или сефиры Малкут), которая должна взойти на трон Матери (первой Хе, или Бины) и вступить в брак с Отцом (Йод), дабы положить начало новому циклу бытия.

[29]. Имеются в виду традиционные танки (иконы, написанные на ткани) "гневных" божеств тибетского буддизма с их супругами (праджня); см. например, следующую илл.


Идам Ваджрабхайрава в гневной форме Ямантаки, с праджней Джняна-дакини, XIX век

Согласно учению тибетского буддизма, "гнев" этих божеств не что иное, как напряженная до предела форма сострадания; это ярость пробудившихся, обращенная против сил, препятствующих пробуждению. За "изображения планет" Кроули принимает образы будд, бодхисаттв, гуру и т.д., заключенные в отдельные поля и окружающие центральный сюжет танки.

[30]. Фраза из описания каббалистической истории сотворения мира. Согласно этой истории, созданию нынешней Вселенной предшествовали неудачные попытки творения, в результате которых возникали неустойчивые, неуравновешенные миры (именуемые здесь "полуоформленными ликами"), быстро разрушавшиеся под влиянием хаотических сил. Данное описание входит в церемонию посвящения в степень Философа (4˚=7˚): "И восстали полуоформленные Лики Тьмы; но не дано им было утвердиться, и не устояли они" (The Equinox, I, ii, p. 276), а также в описание одного из видений, которые Кроули созерцал в ходе операции Абрамелина (The Book of the Operation of the Sacred Magic of Abramelin the Mage, 1900).

[31]. Айвасс (Aiwass) - имя ангела, продиктовавшего Кроули "Книгу Закона".

[32]. Эти образы подробно разъясняются в связи с символикой Ату XI ("Вожделение").

[33]. Очередная отсылка к бракосочетанию сил, олицетворяющих Йод и Хе конечную Тетраграмматона. В каббалистической "Книге формирования" ("Сефер Йецира") о сефире Малкут (10-м пути Древа Жизни) сказано: "Десятый Путь <...> возвышается над каждой головой и восседает на троне Бины".

[34]. Красная пудра в алхимии: порошкообразная форма философского камня, из которой изготавливается "питьевое золото" эликсир жизни.

[35]. Хоронзон (Choronzon) в работах Кроули: демоническая персонификация хаотичных сил, населяющих Бездну (пропасть между низшими и высшими сефирот). Явление Хоронзона описано в "Кличе 10-го эфира" ("Видение и голос").

[36]. Лат. vir - "муж, мужчина"; vis "сила, мощь"; virus здесь, вероятно, "семя животных", "яд" или "едкость, острый вкус, горечь"; virtus "мужество, храбрость, стойкость"; viridis "молодой", "бодрый", "мощный".

[37]. "Силой Истины я победил Вселенную еще при жизни" (лат.).

[38]. Связанного с Ату 0 ("Дурак").

[39]. Амон - букв. др.-егип. "сокровенный", имя египетского бога солнца, изначально небесного божества, почитавшегося как царь всех богов и творец всего сущего. С Амоном отождествляется маг, совершающий воззвание к своему Высшему Гению, или Истинному Я: "Я Солнце на восходе, прошедшее час облаков и ночи. Я Амон, Сокровенный, начало дня" (The Equinox, I, iii, p. 204). Само же имя Амон (в записи еврейскими буквами Алеф-Мем-Нун) по гематрии отождествляется с "амен" ("аминь", др.-евр. "да будет так"), традиционным завершением молитв и воззваний.

[40]. INRI в традиционном значении аббревиатура слов латинской фразы "Jesus Nazarenus Rex Judaeorum" "Иисус из Назарета, Царь Иудеев". По преданию, табличка с этими словами, написанными на иврите, латыни и греческом, была прибита на крест, на котором распяли Иисуса. Существовало множество герметических расшифровок этой аббревиатуры: "Igne Natura Renovatur Integra" ("Огнем природа обновляется в целостности"), "Igne Natura Renovando Integrat" ("Природа исцеляется обновляющим огнем"), "Igne Nitrum Raris Inventium" ("Сияние редко находят в огне") и "Intra Nobis Regnum Dei" ("Царство Божие внутри нас"). Существует также множество других оккультных интерпретаций этого сокращения, например, "Iammim Nour Rouah Iabescheh" (др.-евр. "Вода, Огонь, Ветер, Суша") или "Isis Naturae Regina Ineffabilis" (лат. "Исида неизреченная Царица Природы"). В ордене Золотой Зари, а позднее и в ордене Серебряной Звезды (A.A.), основанном Кроули, INRI "ключевое слово" степени Младшего Адепта (5˚=6˚). Задача этой степени в A.A. - "Достижение Знания и Собеседования со Священным Ангелом-Хранителем", т.е. с Высшим Гением, или Истинным Я соискателя. Само по себе слово INRI символически описывает круговорот времен года, смену равноденствий и солнцестояний, а также цикл рождения, смерти и возрождения: I - Йод, Дева, Исида, Могучая Мать; N - Нун, Скорпион, Апофис (Тифон, т.е. Апоп, отождествляемый с Сетом убийцей Осириса), Разрушитель; R - Реш, Солнце, Осирис, Убиенный и Восставший; I - Йод, Дева и т.д. Ключевое слово INRI связано с "сокровенным словом" LVX ("свет"), буквы которого соответствуют тем же божествам: L - Исида Скорбящая, V - Апофис, X - Осирис Восставший (форма их воспроизводит три символических жеста этих божеств, представляющих собой также знаки степени Младшего Адепта). Начальные буквы имен трех этих божеств составляют гностическое имя бога IAO.

[41]. Эта фраза получает разъяснение в следующей главе "Liber Aleph": "Последователем Тахути был некий египтянин, имя которого утрачено; но евреи называют его Моше, или Моисеем, а еврейские сказители сделали его предводителем легендарного Исхода. Однако они сохранили Его Слово, и слово это Йод-Хе-Вав-Хе <...> Само по себе Слово это есть Схема Устройства Вселенной, и на основе его была разработана Священная Каббала, благодаря которой мы ныне обладаем Знанием о Природе всего сущего <...>". В каббалистической системе слово Йод-Хе-Вав-Хе (Тетраграмматон) задает четырехчастную модель, на которой строится множество рядов соответствий (четырех "мира", из которых состоит Вселенная; четыре части человеческой души; четыре стихии; четыре масти Таро и т.д.).

ЧАСТЬ III

Из книги Lon Milo Duquette. Understanding Aleister Crowley's Thoth Tarot. Weiser Books, 2003

Ату I
МАГ

Маг Силы

Планетарный аркан Меркурия

Первоначальная композиция: прекрасный юноша в крылатом шлеме, с крыльями на щиколотках, оснащенный орудиями мага, демонстрирует свое искусство. Поза его напоминает свастику или перун божественную весть.

Еврейская буква: Бет (дом).

Путь Древа Жизни: 12-й, соединяющий Кетер (Венец) с Биной (Пониманием)

Цвета: желтый; пурпурный; серый; индиго, пронизанный фиолетовый лучами.

Истинное Я - смысл Истинной Воли: познай Себя через Путь Свой!
Тщательно исчисли формулу Своего Пути!
Твори свободно; поглощай радостно; разделяй сосредоточенно; объединяй без остатка.
Трудись же, о Всемогущий, Всеведущий, Вездесущий, в Вечности и для Вечности
. ("Книга Тота")

Прежде чем приступить к анализу символики этой карты, я должен опровергнуть нелепые слухи о том, что Кроули якобы собирался включить в "Таро Тота" три карты Мага. Уму непостижимо, как можно предполагать, будто Кроули вознамерился создать 80-карточную колоду Таро с двадцатью четырьмя старшими арканами. Да он бы в гробу перевернулся (будь у него гроб) от одного намека на нечто подобное! Сторонники этой гипотезы полнейшие невежды во всем, что касается учения Кроули и "Книги Тота". Кроули одобрил для включения в "Таро Тота" только одну карту Мага ту, которая воспроизведена на иллюстрации к соответствующему разделу "Книги Тота" и которая в настоящее время входит в колоды, публикуемые издательством "U.S. Games Systems Inc.".

На самом деле загадка "трех волхвов Таро Тота" объясняется очень просто. Семьдесят восемь карт стандартной колоды Таро печатаются на четырех листах, на каждом из которых помещается двадцать карт. Таким образом, в каждом комплекте остается свободное место для двух дополнительных карт. Большинство издателей пользуются этой возможностью, чтобы добавить в колоду две карты с инструкциями или рекламой. Однако в швейцарском издательстве "A.G. Mueller" решили побаловать поклонников Кроули и заполнили свободные места репродукциями двух ранних вариантов Мага, которые Фрида Харрис полностью проработала, но Кроули отверг. Таким образом, эти два дополнительные Мага - всего-навсего подарок щедрого издателя любителям "Таро Тота", и не надо искать в них какой-то иной сокровенный смысл. И давайте покончим на этом со всеми домыслами о Трех Мудрецах в одном тазу!

Маг (Magus) - это не только название меркурианского старшего аркана, который в более ранних колодах именуется Фокусником (Magician или Juggler), но и обозначение предпоследнего из всех достижимых для человеческой души уровня духовного просветления. На склоне лет Кроули подсчитал, что этой степени посвящения он достиг на свой сороковой день рождения, 12 октября 1915 года. Шестью годами ранее в североафриканской пустыне Сахара, неподалеку от Бискры (Алжир), он запротоколировал вызванное церемониальном способом видение третьего енохианского Эфира (см. "Видение и Голос"), послужившее источников многих образов, включенных в карту Мага. Вот как он описывает этот аркан:

"Меркурий - это в первую очередь Носитель Жезла, испущенная и направленная Энергия. Следовательно, данная карта представляет Мудрость, Волю, Слово, Логос, посредством которого были сотворены миры. <...> Это символ Воли. Коротко говоря, это Сын проявление замысла Отца в действии. Это мужское соответствие Верховной Жрицы".

Кроме того, Маг - первый из алхимических арканов, соответствующий одному из первоначал, выделяемых в алхимии, а именно, Ртути (Mercury). Ртуть-Меркурий, поясняет Кроули, "обозначает действие во всех его формах и фазах. Он текучая основа всякой передачи действия и (в рамках динамической теории Вселенной) сама ее субстанция".

Сама фигура Мага в действительности образует алхимический символ Ртути. Две змеи, венчающие его голову, образуют рога, а огромные стилизованные крылья на ногах наконечник стрелы. Маг изображен на фоне кадуцея Меркурия. Сквозь крыло на его левой ноге едва заметно просвечивают золотые лучи рассвета, обозначающие роль Меркурия как планеты, возвещающей восход Солнца. За правым крылом прячется Кинокефал - Обезьяна Тота. Это существо, словно карабкающееся наверх из правого нижнего угла карты, олицетворяет ироническое проклятие, преследующее Тота-Меркурия и всех, кто достиг степени Мага. Поскольку всякая речь и письмо по природе своей подразумевают возможность лжи и превратного истолкования, космическая задача Обезьяны Тота - постоянно высмеивать работу Мага и извращать его слова. Как замечает по этому поводу Кроули, "Проявленность предполагает иллюзию".

Традиционные орудия Мага - жезл, чаша, меч и диск. Как указывает Кроули, "Жезлом Он созидает. Чашей Он сохраняет. Кинжалом Он разрушает. Монетой Он вызволяет". Маг в "Таро Тота" весело жонглирует этими орудиями, а также четырьмя дополнительными символами - стилом, папирусом, факелом и крылатым яйцом. Его жезл - это жезл феникса, символизирующий воскресение посредством естественного процесса деторождения; чаша с двумя ручками выполнена в греческом стиле; меч замещен стилетом - орудием скрытности, коварства и мщения; на диске изображена восьмиконечная звезда Меркурия; стило и папирус рабочие инструменты писца.

Крылатое яйцо - особенно важный элемент в развитии символики "Таро Тато". В данной карте оно выступает символом предсущего нуля, который, подобно самому Магу, служит источником всего проявленного бытия; однако вскоре, в Ату VI (Влюбленные) и в последующих арканах, оно превратится в другой символ - так называемое орфическое яйцо. По мере развертывания последовательности старших арканов этого яйцо будет претерпевать удивительнейшую алхимическую трансформацию, подобных которой мы не встретим ни в одной другой колоде.

Разглядеть остальные элементы этой карты не так-то просто. Но если присмотреться внимательно, мы обнаружим, что кадуцей здесь занимает гораздо больше места, чем казалось на первый взгляд. Древко его доходит до нижней границы карты, где - ввиду того, что на самом деле оно движется вверх мощным толчком, визуально расширяется и, в конце концов, прорывает ткань пространства. (Наконец-то мне представился случай избавить от заблуждения тех, кому казалось, будто Меркурий на этой карте стоит на цыпочках на краю алтаря в форме доски для серфинга.) Крылья кадуцея простираются вширь до самых краев карты, а верхняя их граница проходит на уровне шеи Мага. И, наконец, изображение на диске кадуцея - это не стрела, направленная книзу, а символ спускающегося голубя.

© Анна Блейз, перевод, 2007


Данный материал является авторским.
По всем вопросам использования - пишите на e-mail автора.