Алистер Кроули

Ату XV

ИЗ КНИГИ ТОТА
Aleister Crowley, Frida Harris. Book of Thoth. Weiser Books, 1981

В переводе Анны Блейз

Эта карта соответствует букве Айин, обозначающей Око, и зодиакальному знаку Козерога. В эпоху христианского Средневековья она понималась совершенно превратно. Элифас Леви изучил эту карту очень глубоко, так как она связана с церемониальной магией, его излюбленным предметом, и выполнил новый рисунок Дьявола, отождествив его с Бафометом, ослоглавым [1] идолом тамплиеров. (Первых христиан также обвиняли в поклонении ослу или ослоглавому божеству. См. поэму Браунинга "Кольцо и книга", главу "Папа".) Но во времена Леви археологические раскопки продвинулись еще недостаточно далеко, и сущность Бафомета не была понята до конца (см. выше, Ату 0). Впрочем, он, по крайней мере, сумел отождествить изображенного на карте козла с Паном.

На Древе Жизни Ату XIII и XV расположены симметрично: они ведут от Тиферет - человеческого сознания - в сферы, где созидаются Мысль [2] (с одной стороны) и Блаженство [3] (с другой). Расположенный между ними Ату XIV ведет оттуда же в сферу, где возникает Бытие [4] (см. об Ату X и о структуре в целом). Таким образом, три эти карты в совокупности можно рассматривать как символ процессов, в ходе которых идея обретает проявленную форму.

Данная карта обозначает творческую энергию в наиболее материальной форме: в зодиаке Козерог приходится на точку зенита. Это самый возвышенный из всех знаков; это горный козел, в порыве вожделения парящий над вершинами земли. Управитель его - Сатурн, символизирующий личность и вечность. В этом знаке экзальтирует Марс, в наилучших своих проявлениях представляющий огненную, материальную энергию творения. Карта эта изображает Пана Пангенетора, Всепорождающего [5]. Это Древо Жизни, представленное на фоне исключительно тонких, сложных и фантастичных форм безумия божественного весеннего безумия, которое уже предчувствуется в созерцательном безумии зимы, ибо Солнце, вступая в этот знак, поворачивает к северу. Корни Древа изображены прозрачными, дабы видны были бесчисленные излияния сока; перед ним стоит гималайский козел с оком в центре лба, олицетворяющий бога Пана на высочайших и самых сокровенных горах Земли. Его творческая сила скрыта за символом Жезла Верховного адепта, увенчанного крылатым шаром и змеями-близнецами Гора и Осириса.

Внемли мне, о Владыка Звёзд,
За неустанное служенье:
Прими и скорбь, и горечь слёз,
И радость, радость Устремленья!
О, козерог - колючий тёрн
И снежно-белая лилея!
Сияет златом твой убор
И лук рогов над ним алеет.

Знак Козерога груб, резок, темен и даже слеп; творческий порыв не принимает в расчет ни доводы разума, ни обычаи, ни голос предусмотрительности. Он божественно неразборчив в средствах, величаво безразличен к цели. "Нет у тебя иного права, кроме как вершить волю твою. Ибо чистая воля, не укрощенная умыслом, свободная от вожделения к плодам своим, совершенна во всех отношениях" ("Книга Закона", I, 42-44).

Далее следует отметить, что ствол Древа пронзает небеса; вокруг него очерчено кольцо тела Нут. Так же беспрепятственно ствол Жезла уходит и вниз, к центру земли. "Когда поднимаю я голову, я и моя Нут - одно. Когда опускаю я голову и извергаю яд, земля приходит в экстаз, и я и земля - одно" ("Книга Закона", II, 26).

Следовательно, формула Дьявола - полное признание и принятие всего сущего. Грубому и бесплодному он радуется не меньше, чем нежному и плодовитому. Все сущее равно приводит его в восторг. Он олицетворяет обретение исступленной радости в каждом явлении, даже в тех, что естественно вызывают отвращение; он превосходит все ограничения; он - Пан; он - Всё.

Необходимо отметить и некоторые другие соответствия. В еврейском алфавите три полугласных буквы - Алеф, Йод, Айин, и из этих трех букв образуется священное имя Бога - IAO. Поэтому соответствующие им три Ату - IX, 0 и XV - дают троякое объяснение мужской творческой энергии; однако данная карта представляет мужскую энергию в наиболее мужественной ее форме. Ее управитель Сатурн - это Сет (Set), ослоглавый бог египетских пустынь, бог юга. Имя его связано со всеми богами, имена которых содержат те же согласные, такими как Шайтан (Shaitan) или Сатана (Satan). (См. "Магию", сс. 36-37).

[Здесь Кроули ссылается на следующий фрагмент из главы 5 "Магии в теории и на практике":
"Величественный "Дьявол" (или тайное "иное" Око) из формулы посвящения Гора подробно описан в других работах. Этого "Дьявола" именуют Сатаной или Шайтаном; и люди, не знающие его формулы, страшатся его. Вообразив себя порочными, вину за свои вымышленные прегрешения они возлагают на саму Природу. Сатана - это Сатурн, Сет, Абраксас, Адад, Адонис, Аттис, Адам, Адонаи и т.д. Самое большее, в чём его можно обвинить, - это в том, что он представляет собой южное солнце. Древние Посвящённые, жившие в странах, кровью коих были воды Нила или Евфрата, связывали юг с губительным зноем и проклинали эту сторону света, откуда солнце посылало самые смертоносные из своих стрел. Даже в легенде о Хираме слышны отголоски этого воззрения: Хирам был повержен наземь и убит именно в полдень. Более того, Козерог - тот самый знак, в который солнце входит, достигнув предельного склонения к югу, в момент Зимнего Солнцестояния, то есть в пору умирания растений - с точки зрения жителей северного полушария. Это дало последним еще один повод проклинать юг. Третья же причина - жестокость жарких и сухих, напоенных ядом ветров, грозное дыхание пустынь или океанов, загадочных и неприступных, а потому внушающих ужас: все это также связывалось в восприятии древних с югом. Но нам, знакомым с астрономическими фактами, подобная неприязнь к югу представляется глупым предрассудком, навеянным нашим предкам-анимистам случайными обстоятельствами их местожительства. Мы не усматриваем никакой вражды между Правым и Левым, Верхом и Низом и тому подобными парами противоположностей. Понятия, входящие в такие пары, имеют смысл лишь в соотнесении друг с другом; это всего лишь условности, проистекающие из произвольного метода представления наших идей через посредство многообразной символики, основанной на дуализме. Понятие "добро" нуждается в определении с точки зрения человеческих идеалов и инстинктов. Понятие "восток" бессмысленно вне контекста сугубо земных обстоятельств: в рамках космической системы отсчёта направление на "восток" смещается на один градус каждые четыре минуты. "Верх" для каждого человека свой - если только двух человек не угораздило оказаться на одной прямой, соединяющей их с центром Земли. Понятие "твёрдый" - это лишь частное мнение наших мышц. А "истинный" - это и вовсе непостижимый уму эпитет, смысл которого не поддался даже способнейшим нашим философам.

Таким образом, мы без зазрения совести возрождаем "дьявольский культ" тех идей, которые - в согласии с законами звука и таких явлений, как речь и слух, - приходится связать с группой "Богов", чьи имена имеют основу на "Шт" или "Д", огласованный открытым "А". Ибо Имена эти заключают в себе такие качества, как храбрость, откровенность, энергия, гордость, сила и торжество; это слова, выражающие творческую и отческую волю.

Так, "Дьявол" есть Козерог - Козел, покоряющий самые крутые горы; Божество, которое, проявившись в человеке, делает его Айгипаном, то есть "Всем" [6].

Солнце входит в этот знак на повороте к обновлению года, к северу. Также он есть гласная О - звук рева, гула и повеления, мощный выдох, управляемый жестким кольцом губ.

Он есть Отверстое Око высокого Солнца, пред коим бежит прочь всякая тень; и Он же - то Тайное Око, кое творит образ своего Бога Света и наделяет его силой изрекать пророчества, просветляя ум.

Таким образом, он есть Человек, ставший Богом: благородный и исполненный страстного устремления; он в полном сознании достиг вершины своего развития, а, значит, готов выступить в путь ради спасения мира. Однако люди могут не воспринять этот истинный его облик - и, узрев Пана, [7] обезумеют от ужаса. Он должен скрываться под Своей первоначальной маской.

Поэтому он принимает облик того человека, которым был в начале; он живёт человеческой жизнью; фактически, он вполне человек. Но посвящение, которое он прошёл, сделало его хозяином Событий, наделив его пониманием того, что все происходящее с ним есть исполнение его истинной воли.]

Важную роль в этой символике играет ландшафт пустынные места, особенно возвышенности. В точности соответствует этому культ горы. Ветхий Завет полон выпадов против царей, приносивших жертвы "на высотах", [8] - и это при том, что сам Сион не что иное, как гора! [9] Эта ассоциация сохранялась даже до времен ведьмовских шабашей, которые проводились по возможности на безлюдных горных вершинах или (если таковых поблизости не было), по меньшей мере, в дикой местности, не оскверненной рукой человека.

Обратите внимание, что Шаббатаи (Shabbathai) [10] - "сфера Сатурна" - и есть шабаш (Sabbath). [11] Исторически предубеждение против ведьм связано со страхом перед евреями, чьи обряды, вытесненные среди широких масс христианской магией, стали восприниматься как таинственные и ужасные. Паника породила молву о том, что евреи похищают, приносят в жертву и пожирают христианских детей. Это поверье бытует и по сей день.

Все символы, представленные на этой карте, содержат указания на предметы высочайшие и чрезвычайно далекие от обыденности. Даже рога козла имеют спиральную форму: таким образом показано движение всепроницающей энергии. Зороастр определяет Бога как "обладающего спиральной силой". [12] Сравните более близкие нам по времени, хоть и не столь глубокие по мысли труды Эйнштейна. (А также сравните Сатурн, расположенный на одном конце череды Семи Священных Странников, с Луной на другом: старца и юную деву; см. "Формула Тетраграмматона". [13] Они связаны между собой теснее, чем любая другая пара планет, ибо 3 в квадрате = 9, [14] и каждая из них содержит в себе собственную противоположность. [См. также Приложение: Ату XXI.])

Из книги Lon Milo Duquette. Understanding Aleister Crowley's Thoth Tarot. Weiser Books, 2003

В переводе Анны Блейз

Ату XV

ДЬЯВОЛ

Владыка Врат Материи

Дитя Сил Времени

Зодиакальный аркан Козерога

Управитель - Сатурн, экзальтирующая планета - Марс

Первоначальная композиция: фигура Пана или Приапа. Достойной иллюстрацией к этой Мистерии мог бы послужить "Бафомет" Леви.

Еврейская буква: Айин (глаз).

Путь Древа Жизни: 26-й, соединяющий Тиферет (Красоту) с Ход (Великолепием)

Цвета: индиго; черный; иссиня-черный; холодный темно-серый, почти черный.

"Дьявола не существует. Это ложное имя, которое придумали Черные Братья, дабы придать видимость Единства невежественной путанице своих разрозненных представлений. Если бы дьявол обладал целостным единством, он был бы богом" [15]

Быть может, Дьявола и не существует, однако карта Дьявола в колоде Таро наличествует со всей определенностью - и, по моему мнению, чаще всех других карт подвергается превратному истолкованию. (Впрочем, вы, наверное, догадывались, что я непременно это скажу.)

Это аркан Козерога - знака козла. Стоит ли удивляться, что в области предсказаний Дьявол стал настоящим козлом отпущения - ответчиком за все мыслимые и немыслимые несчастья, которые могут обрушиться на наши головы, и за все греховные соблазны, непрерывно толкающие нас на путь саморазрушения. Действительно, это же так удобно!

Но если мы примем Дьявола за карту, обозначающую зло, то какая же карта в таком случае станет символом добра? Все прочие арканы потенциально способны представлять и добро, и зло в различных их проявлениях. Для чего тогда нужна одна-единственная карта, символизирующая исключительно зло?

Разве Дурак не может оказаться достаточно безрассудным, Маг - достаточно вороватым, Верховная Жрица - достаточно соблазнительной, Императрица - достаточно злобной, Император - достаточно деспотичным, Иерофант - достаточно фанатичным, Влюбленные - достаточно вероломными, Колесница - достаточно хвастливой, Вожделение - достаточно похотливым, Отшельник - достаточно жестоким по отношению к самому себе, Фортуна - достаточно злополучной, Исправление достаточно несправедливым, Повешенный - достаточно измученным, Смерть - достаточно кровожадной, Искусство - достаточно хаотичным, Башня - достаточно катастрофической, Звезда - достаточно унылой, Луна - достаточно лживой, Солнце - достаточно самовлюбленным, Эон - достаточно разрушительным, а Вселенная - достаточно холодной и бессердечной, чтобы сообща выразить все зло, какое только сыщется в этом мире?

Полагаю, уже понятно, что Дьявол - это вовсе не крайняя степень зла, а нечто совершенно иное. Но что же именно? Ответ на этот вопрос дает его полный титул: Владыка Врат Материи. Правда, титул этот сам по себе тоже может показаться довольно зловещим особенно если вы убеждены, что земная жизнь есть некое отчуждение от Бога и что всё сущее на материальном плане, включая и нас с вами, по природе своей исполнено зла. Что за детский лепет!

Верховное божество, что бы оно собою ни представляло, не было бы верховным божеством, если бы не охватывало собою все сущее, включая и нас с вами - и Дьявола. Кажется очевидным без доказательств, что Дьявол есть не кто иной, как Бог, превратно понятый невежественными и злобными людьми. Кроули дает по этому поводу следующие пояснения:

"Данная карта обозначает творческую энергию в наиболее материальной форме: в зодиаке Козерог приходится на точку зенита. Это самый возвышенный из всех знаков; это горный козел, в порыве вожделения парящий над вершинами земли. [...] В этом знаке экзальтирует Марс, в наилучших своих проявлениях представляющий огненную, материальную энергию творения. Карта эта изображает Пана Пангенетора, Всепорождающего" ("Книга Тота").

Далее Кроули указывает, что Дурак, Отшельник и Дьявол "дают троякое объяснение мужской творческой энергии; однако данная карта [т.е. Дьявол] представляет мужскую энергию в наиболее мужественной ее форме". И впрямь - мужская энергия в наиболее мужественной форме! Только посмотрите на эту карту! Не нужно даже ничего объяснять - едва ли можно было выразить вышеизложенную идею нагляднее, чем это сделала леди Харрис. Все, что изображено на этой карте, - и есть Дьявол. Величественный гималайский козел с третьим оком в центре лба стоит на фоне древа с двумя огромными прозрачными шаровидными корнями. Наибольший интерес здесь, пожалуй, представляют фигурки, помещенные внутри тестикул.

В традиционных колодах Таро на карте Дьявола изображаются мужчина и женщина, предстоящие Дьяволу и всем своим видом выражающие преклонение и рабскую зависимость. В композиции, разработанной леди Харрис, эти персонажи преобразились в четыре женские фигурки, заключенные в правом яичке, и четыре мужские - в левом. Верхняя из этих мужских фигурок - с рогатой головой классического Дьявола, - по-видимому, силой проложила себе путь наверх. Пары пунктирных линий содержат в себе намек на хромосомы, а лучистые звезды на "экваторе" обоих сфер наводят на ассоциации с процессом деления клетки. Вот что представляет собой Дьявол, которого нас научили бояться. Это сама жизнь - безудержная, охваченная страстной любовью и устремленная к росту и слиянию со всем сущим.

"Следовательно, формула Дьявола - полное признание и принятие всего сущего. Грубому и бесплодному он радуется не меньше, чем нежному и плодовитому. Все сущее равно приводит его в восторг. Он олицетворяет обретение исступленной радости в каждом явлении, даже в тех, что естественно вызывают отвращение; он превосходит все ограничения; он - Пан; он - Всё".

В книге "Бессонный мир" Кроули рассказывает очаровательную сказку об инициатическом путешествии маленькой девочки по Древу Жизни. Девочку зовут Лола, [16] а своего провожатого - Священного Ангела-Хранителя - она называет своим Прекрасным Принцем. Достигнув 26-го пути (пути Айин и Дьявола), они попадают на странное пиршество посреди безлюдной вересковой пустоши.

"В полночь явился Дьявол и сел среди нас; но мой Прекрасный Принц прошептал: "Тс-с-с! Это великая тайна, но знай, что это - Иешуа, Спаситель Мира". Было очень смешно, потому что девочка рядом со мной думала, будто это Иисус Христос, пока другой Прекрасный Принц (брат моего Принца) не шепнул ей с поцелуем: "Тс-с-с! Только никому не рассказывай, но это - Сатана, Спаситель Мира"" [17].

Примечания:

[1]. Бафомет изображался с головой козла. С ослиной же головой традиционно представлялся древнеегипетский бог Сет (бог пустыни, олицетворение злого начала, убийца Осириса), также связанный с символикой данной карты. - Примеч. перев.

[2]. Сефира Ход. - Примеч. перев.

[3]. Сефира Нецах. - Примеч. перев.

[4]. Сефира Йесод. - Примеч. перев.

[5]. Пан в греческой мифологии бог покровитель стад и дикой природы. Имя "Пан", в действительности происходящее от др.-греч. pao "пасти", у орфиков стало трактоваться как производное от др.-греч. pan "всё", сам же этот бог "Великий Пан" стал восприниматься как олицетворение всего сущего в природе, одновременно Пангенетор ("всепорождающий") и Панфаг ("всепожирающий"). В связи с символикой данного аркана примечательно, что Пан почитался также как божество света, зарождающегося при восходе солнца. - Примеч. перев.

[6]. Айгипан (от др.-греч. Aix "козел" и Пан) одно из прозваний бога Пана, изображавшегося козлоногим и с козлиными рогами и ушами. Примеч. перев.

[7].Древние греки верили, что Пан способен насылать на людей и животных необъяснимый сверхъестественный страх, получивший название "панического". - Примеч. перев.

[8]. См., например, 3 Цар. 3:2 3: "Народ еще приносил жертвы на высотах, ибо не был построен дом имени Господа до того времени. И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего; но и он приносил жертвы и курения на высотах". Ср. также 3 Цар. 22:43; 4 Цар. 12:3, 14:4, 15:4, 15:35, 16:4, 17:11, 23:5; 2 Пар. 28:4, 33:17; Иер. 48:35. - Примеч. перев.

[9]. Гора Сион один из холмов, на которых стоит Иерусалим; в традиции иудаизма символ Земли Обетованной. - Примеч. перев.

[10]. Каббалистическое название планеты Сатурн. - Примеч. перев.

[11].Английское слово sabbath означает как шабаш, так и субботу священный день отдыха иудеев. - Примеч. перев.

[12]. В т. наз. "Халдейских оракулах" (II в. н.э.), авторство которых долгое время приписывалось Зороастру, содержится следующий фрагмент: "Теурги утверждают, что Он есть Бог, и восхваляют его как старшего и вместе с тем младшего, как Бога круговращающегося и вечного, как постигающего всю тьму вещей, движущихся в Мире, и, сверх того, бесконечного в могуществе своем и пробуждающего спиральную силу" (The Chaldaen Oracles of Zoroaster, 2). - Примеч. перев.

[13]. Здесь Кроули отсылает к основополагающей и самой универсальной каббалистической схеме, в рамках которой заключительная стадия каждого цикла дает начальный импульс новому циклу бытия. В наиболее общем виде этот процесс описан в 3-й главе "Магии в теории и на практике" ("Формула Тетраграмматона"): "Формирование буквы Йод это возникновение первой творческой силы, силы того Отца, которого именуют "самопорождённым" и к которому обращены слова: "Ты создал Отца своего и сделал Мать свою плодоносной". Добавление Хе к Йод бракосочетание этого Отца с великой и равновеликой Ему Матерью [...]. От их союза рождается сын Вав, наследник престола. И, наконец, появляется дочь Хе [конечная]. Она одновременно и сестра-близнец, и дочь Вав. Миссия сына спасти дочь, сделав её своей невестой, чтобы в результате она воссела на престол своей матери: только ее юные объятья способны вновь освежить дряхлость Всеотца. Эти воистину запутанные семейные отношения символически отражают весь ход существования Вселенной". - Примеч. перев.

[14]. 3 число сефиры Бина, сфера Сатурна; 9 число сефиры Йесод, сферы Луны. - Примеч. перев.

[15]. Aleister Crowley, Magick, Liber AHA, Book Four, 2nd ed. rev. Hymenaeus Beta. York Beach, ME: Weiser Books, 1994, p. 277.

[16]. Персонаж назван в честь дочери Кроули и Розы Келли, носившей имя Лола Заза. - Примеч. перев.

[17]. Aleister Crowley, Konx Om Pax. Chicago, IL: Teitan Press, 1990, p. 10.

© Анна Блейз, перевод, 2007


Данный материал является авторским.
По всем вопросам использования - пишите на e-mail автора.