Эмили Аугер

Таро и другие колоды для медитации. Три системы организации старших арканов

Перевод Анны Блейз

В числе наиболее известных авторов, использующих юнгианский или архетипический подход к Таро, следует упомянуть Салли Николс, Рэйчел Поллак и Джозефа Кэмпбелла (1904—1987). Все они интерпретируют старшие арканы как изображения различных этапов жизни и эволюции сознания. Николс, автор книги «Юнг и Таро: архетипическое путешествие» (1980), утверждает, что старшие арканы естественным образом разделяются на три яруса, или три ряда, по семь карт в каждом. Эту структуру она описывает как некую сетку координат с вертикальной и горизонтальной осями; для того, чтобы понять взаимосвязи между картами, необходимо принимать во внимание обе эти оси [1]. Первый ряд, начинающийся с Мага, изображает «царство Богов», или основных архетипов; второй ряд — «царство земной реальности и эго-сознания», в котором находит себе место под солнцем герой, восседающий на Колеснице; третий ряд, начинающийся с Дьявола, представляет «царство небесного озарения и самореализации», в котором герой обращается от внешнего мира к внутреннему [2]. <...>

Рэйчел Поллак, как и Николс, организует Таро в смысловую последовательность, выкладывая карты старших арканов в три столбца по семь карт в каждом; Шут при этом располагается вне схемы, а Правосудие — точно в центре (см. Таблицу 1). Карты от первой до седьмой — от Мага до Колесницы — представляют «мирской» ряд, относящийся к внешним общественным формам; карты от восьмой до четырнадцатой — от Силы до Умеренности — соответствуют обращению человека внутрь себя, совершающемуся в среднем возрасте, и символизируют подсознание; последняя же группа карт, от Дьявола до Мира, описывает великое духовное путешествие, или то, что Поллак именует «сверхсознанием» [3]. В своих интерпретациях карт и их взаимосвязей Поллак использует элементы юнгианской психологии, главным образом понятие архетипа. «В наши дни Таро представляется нам своего рода дорогой, — пишет она, — путем, ведущим к личностному развитию через понимание самих себя и жизни в целом. Для некоторых вопрос происхождения Таро остается очень важным, но для других он имеет смысл лишь в связи со значениями, которые приобретали карты с ходом времени» [4].

Таблица 1. Схема развития личности в картах Таро по Рэйчел Поллак (колода Райдера-Уэйта)

Структура Таро, предложенная Кэмпбеллом (1987), как и структуры Николс и Поллак, отражает его убеждение в том, что карты Таро открывают некие истины о духовной жизни (см. таблицу 2). Шут не имеет числового соответствия и, по словам Кэмпбелла, располагается вне последовательности старших арканов, символизируя свободу странствий; первой же картой является Маг, на изображениях неизменно предстающий властелином над символами четырех сословий. Следующие двадцать карт Кэмпбелл располагает «пятью восходящими рядами по четыре карты в каждом, символизирующими этапы некой идеальной жизни, прожитой добродетельно в соответствии с рыцарским кодексом средних веков» [5]. Первый столбец представляет заботы юности, второй — зрелости, третий — старость, а четвертый — чистого духа. Первый ряд, считая снизу, соотносится с социальными аспектами человеческой жизни, второй — с «добродетелями, на которых они основаны». Третий ряд изображает «испытание и переход в высшие, визионерские сферы сознания и самореализации; и здесь образность также подразделяется естественным образом на четыре этапа, составляющие человеческую жизнь» [6]. Четвертый ряд, начинающийся с карты Умеренности, — это «первый из сверхъестественных рядов», а последний, самый высокий ряд, — сфера, в которой «перед нами предстают наивысшие откровения тех духовных сил, отражениями которых на различных ступенях выступали фигуры нижних рядов» [7].

Таблица 2. Схема развития личности в картах Таро по Джозефу Кэмпбеллу (Марсельское Таро)

Примечания автора

[1]. Sallie Nichols. Jung and Tarot: An Archetypal Journey. York Beach, MA: Samuel Weiser, 1980, p. 17.

[2]. Ibid., p. 16.

[3]. Rachek Pollack. Seventy-Eight Degrees of Wisdom: A Book of Tarot. Part I: The Major Arcana. Wellingborough, Northamptonshire: The Aquarian Press, 1980, p. 23.

[4]. Ibid., p. 19.

[5]. Joseph Campbell, “Symbolism of the Marseilles Deck”. Tarot Revelations, 3rd edition. San Anselmo, SA: Vernal Equinox Press, 1987, p. 11.

[6]. Ibid., p. 15.

[7]. Ibid., p. 18.

© Emily Auger. Tarot and Other Meditation Decks. Jefferson, NC: McFarland & Co, 2004.
© Перевод: Анна Блейз, 2007