Галина Бедненко, Снежана Полякова

"Кельтский крест" на Сказочном Таро, в рамках концепции индивидуального мифа

Здесь мы покажем пример работы с клиентским запросом в рамках концепции индивидуального мифа. Под термином "индивидуальный миф" мы понимаем уникальную историю своей жизни, которую человек рассказывает самому себе и другим, и которая имеет объективную ценность как морально-этическая и смысловая основа личной судьбы. Объективная оценка возможна лишь в исключительных случаях, и обычно, что в теистической картине мира, что в научно-атеистической и исторической - после смерти индивида, в результате высшей окончательной оценки или плода коллективных трудов сообщества. Субъективные же рассказы и описания меняются от сюжета к сюжету, от одного жизненного поворота - к другому. И на этом этапе можно подхватить, уловить некий смысл личного мифа. С помощью мантического инструмента (и квалифицированного посредника) увидеть хотя бы тот самый отблеск истинной и объективной мифологической оценки, данной - как мы полагаем - именно для того, чтобы суметь и успеть сделать верный шаг, душевный, волевой или действенный, в своей судьбе.

Клиентский запрос:

Светлана Т-ва. Поиск актуального момента индивидуального мифа в отношениях с мужчинами. Цитата: "…робкая надежда на восстановление прежних отношений, опасения по поводу новых - захватывающих, но непонятных. И мое место во всей этой катавасии. Фактически мне просто хотелось увидеть свою ситуацию иными, незаинтересованными глазами. И узнать, где мороки, где рельеф".

Обретение и выстраивание индивидуального мифа начинается с определения своего места в определенной точке пути или на перекрестке сюжетных линий коллективных, общих мифов. Волшебное место в мире мифа, внезапно проявленная точка нахождения индивида в мифологическом локусе, имеет многочисленные повторения в смысловом пространстве сказок, мифов или легенд. С героями этих описаний узнает себя протагонист, делая свой выбор или готовясь к испытаниям. При этом индивидуальная картина собственного мифа оказывается многомерной, "голографичной", в которой один опознаваемый контекст наслаивается на другой.

Колода Сказочное Таро (авторства Алекса Уколова, Ирены Трисковой и Карен Махони) представляет особенный интерес для работы в рамках нашего подхода. Каждая карта соотносится с отдельным сказочным сюжетом, таким образом, расклад из нескольких карт дает возможность увидеть перекресток различных мотивов и вызовов для героя и кверента (так в работе с Таро традиционно называется "вопрошающий").

Расклад "Кельтский Крест", наверное, самый классический со времен ордена Золотой Зари. В настоящей форме мы признаем его универсальным для вполне подробного определения "перекрестка мифов" и личного Вызова судьбы в актуальный момент.

Общая формула работы со Сказочным Таро для нас заключается в соблюдении следующих этапов: а) место и смысл выпавшей (в заданной позиции) карты в системе Таро; б) общий смысл сказки, соотносимой с картой и ее проявление в жизни кверента; возможное определение момента сказки, значимого для актуального момента; в) оракульное (или ассоциативное) прочтение карты, в соотнесении с реальностями кверента или же со схожими элементами других карт расклада; г) соотнесение карт расклада в зависимости от их связей внутри системы; д) соотнесение карт расклада в соотношении схожих сказочных сюжетов; е) выделение основных тем и линий развития расклада; ж) определение основных "силовых точек" расклада и ситуации, определяемых как абстрагированный смысл или "момент индивидуального мифа"; з) формулирование индивидуального мифологического Вызова для кверента в настоящий момент.

1. Ситуация. Рыцарь Дисков. Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь.

2. Вызов. Колесо Фортуны. "Дровосек и Фортуна".

3. Субъективное восприятие прошлого. Рыцарь Чаш. "Эбеновая лошадь".

4. Объективное прошлое. Девятка Жезлов. "Стоптанные туфельки".

5. Субъективное восприятие будущего. Король Чаш. "Чаша Кормака".

6. Объективное будущее. Пятерка Жезлов. "Сказка о Кинтаро - золотом мальчике".

7. Ситуация глазами кверента. Маг. Озадаченный сказочник.

8. Как ситуацию видят другие, заинтересованные в ней. Девятка Чаш. "Кот в сапогах".

9. Надежды и опасения. Королева Мечей. "Румпельштильцхен".

10. Итог расклада. Рыцарь Жезлов. "Сивка-бурка".

Интерпретация:

Исходная ситуация (сигнификатор темы): Для кверента в настоящий момент характерен привычный ритм жизни и некая заданная роль. Естественный ход вещей и следование чувству долга могут быть воплощены в доказательствах лояльности высоким фигурам (реальным и близким, или архетипическим, идеальным). Для этого совершаются подвиги или старания добросовестного труда, какой-либо практической деятельности. Принципиально важно выполнять обязательства, несмотря на скуку, недовольство или даже опасения.

Вызов: Привычная рутина и чувство долга первой карты здесь сталкивается с "испытанием удачей". Принять простую удачу и неожиданно хорошие шансы здесь очень непросто, возможно потому, что "просто так ничего не бывает" (мы делаем этот вывод исходя из позиций двух карт как исходного конфликта ситуации). Вызовом для кверента оказывается положиться на судьбу, или даже просто ослабить контроль. Иногда удача - это просто удача.

Первые две карты определяют саму тему стоящей перед кверентом проблемы. В данном случае это Привычка и Долг против Фортуны или же "контроль над обстоятельствами" против принятия жизни такой, какая она есть. Красивая и нередко встречающаяся тема. В конце концов, обращение к картам - это попытка определить границы закономерностей и шансов в своей жизни. Если обращаться ко внешней реальности, то две эти карты способы быть указанием на внезапные (и возможно приятные) события, изрядно меняющие привычки и прежние устои. Это подтверждается и формулировкой запроса, в котором указано новое знакомство с мужчиной.

Субъективное восприятие (позиции от 3 к 5): В первую очередь отметим переход от Рыцаря Чаш к Королю Чаш. Это развитие внутри Придворных карт Таро одной масти, соотносящейся с эмоциями, идеалами, впечатлениями, фантазиями, творчеством. От активной деятельности в этой сфере развитие переходит к выстраиванию своего прекрасного мира. При этом они находятся исключительно во внутренних переживаниях, не воплощаясь в реальности. (Однако накладывают свой романтический отпечаток на впечатления вовлеченных участников в Восьмой позиции.)

Здесь изнутри может проявляться потребность пригласить партнеров в свое эмоциональное пространство, контролируя их участие, "включая" или "выключая" их по своему разумению (по легенде о "Чаше Кормака", соотносимой также с сюжетом о волшебном и механическом, коне из эбенового дерева). Точно также эта карта может быть потребностью кверента самой стать объектом такого очаровывающего воздействия. Можно говорить о внутреннем фокусе прекрасной захваченности чувством и впечатлением, которое способно усилиться в будущем - и если речь идет о непосредственных отношениях с мужчинами, то можно предполагать развитие романтических отношений.

Тут интересно сравнить прошлое субъективное (Рыцарь Чаш) и объективное (9 Жезлов). Эти две карты - именно через сказки - объединяет захваченность чувством и процессом. Девушки из сказки о стоптанных туфельках убегают по ночам к прекрасным принцам, принц и принцесса из сказки об эбеновом коне также убегают друг к другу из одной страны в другую. Однако объективная реальность - и тут отличие 9 жезлов, как самой карты, так и влиятельного персонажа сюжета сказки - знаменуется фигурой втайне контролирующего наблюдателя. Это может быть и личная "точка контроля" над романтическим волшебством, и гипер-контролирующий наблюдатель со стороны. В этом случае у кверента можно было дополнительно уточнить, кто бы это мог быть: она сама, ее прошлый партнер или иные заинтересованные лица в ситуации. Возможно, фиксирующих и оценивающих точек наблюдения было несколько. Важно это обговорить, чтобы понять систему, в которой было настолько необходимо с одной стороны полностью отдаваться впечатлениям, с другой - держать фокус контроля. Последняя тема соответствует и исходному конфликту расклада: контроль - отпускания контроля.

Объективная ситуация: (позиции от 4 к 6). Здесь мы наблюдаем переход от состояния "побитой или пристыженной, но живой" (если касаться значения9 Жезлов в системе и роли Солдата с одной стороны, пойманных Принцесс в сказке - с другой), к новой команде и новой игре, возможно силовой борьбе и каким-то притиркам в отношениях (сказка "Кинтаро" от 5 Жезлов повествует о силовых тренировках мальчика с дружественными ему зверьками). Сценарий побега от бдительного мужчины по своим делам или развлечениям сменяется отношениями более товарищескими, возможно, конкурентными. Можно обратить внимание на переход от более развитой карты Жезлов к менее сложной, от Девятки к Пятерке. Это может быть одним из указаний на новые отношения, или новый этап в развитии своих отношений с мужчинами: на возвращение к определению своих и чужих границ (5 Жезлов - как борьба за влияние, за свою роль в отношениях).

Если же рассматривать субъективное и объективное будущее, то в качестве некоторой прогностики можно отметить дестабилизирующее влияние Короля Чаш на ситуацию 5 Жезлов. Честная борьба, товарищество или даже стычки невозможны при наполненном иллюзиями Короле Чаш. Таким образом, 5 Жезлов может вылиться в сомнения и конфликты, раздражительность при внутренней неопределенности.

Обратившись к сюжету сказки "Стоптанные туфельки" (9 Жезлов), мы обнаружим, что солдат выбрал себе в жены самую старшую из принцесс, по сути, ту, которая является первой претенденткой на наследство, более опытную и зрелую, обладающую наибольшим влиянием в сказке. И, по словам кверента, бывший партнер имел склонность выбирать себе женщину с сильной социальной позицией, например, имеющую квартиру. К тому же тема побега оказалась тоже очень буквальной: "Сбегание принцесс - почти буквально отразило хождение налево с моей стороны, да и не только с моей, причем не только в смысле супружеской измены, но и в виде поиска более приятного пространства".

Оценка ситуации кверентом: "Маг". Старший аркан предполагает принципиальность, идейность, "архетипичность" ситуации для кверента, ее мифологичность в большей степени, чем реальность. Здесь это заключено в идее управления, функции субъекта или объекта манипулирования. Возможно недоумение и сомнения по этому поводу. Кто же управляет ситуацией: я или он? Это также вполне соотносится с общей идеей расклада: контроль против очарованности. Она продолжается на протяжении большинства рассмотренных карт.

Как ситуацию оценивают другие, заинтересованные в ней: Здесь выпала карта Девятка Чаш, которая опирается на сказку "Кот в Сапогах". Кверент может восприниматься как творческая и авантюрная натура, которая умеет веселиться и радоваться жизни. Это, однако, уже не бегство на бал "двенадцати танцующих принцесс", а откровенная и радостная пирушка, то есть эмоциональное довольство и удовлетворение. То самое "приятное пространство", куда кверенту хотелось сбежать в Девятке Жезлов, в Девятке Чаш окружающими может восприниматься как очевидная реальность, в которой живет и которой наслаждается кверент. Кажется, что жизнь удалась и все уже хорошо. Достаточно характерное переживание начала влюбленности и романтических отношений.

Есть тут, однако, и еще один любопытный нюанс: стоптанные туфельки принцесс из объективной ситуации прошлого в настоящем, в глазах партнера (прошлого или нынешнего) приобретают размер не по ноге - это огромные сапоги кота, пост-фактум, превратившие его в героя (без них это был самый обыкновенный кот). Возможно, окружающим кажется, что кверент преувеличивает свои способности? Или вот-вот отправится в другой мир (где можно танцевать с заморскими принцами и дурить великанов)? Колесо Фортуны из позиции Вызова, обращается тайными делами и надеждой на удачу "Двенадцати танцующих принцесс", которые таки отплясывали где-то в объективном прошлом, и, наконец, выходит к авантюрному и также склонному к тайным делам Коту в Сапогах (тоже Девятке, уже не Жезлов, а Чаш). Оказывается, несмотря на внешнюю стойкость и привычки, тема тайных авантюр прослеживается во встречах кверента с миром: и в Вызове, и в объективной реальности, и в восприятии партнером.

Надежды и страхи: Выпала карта "Королева Мечей", связанная со сказкой "Румпельштильцхен". Эта позиция описывает лишь частично осознанную сферу сомнений, радостных или устрашающих. Темы, которые кверент воспринимает лишь как возможности, но при этом испытывает к ним сильную эмоциональную привязанность в данной ситуации. "Надежды и страхи" сразу же лишают нас возможности говорить о Королеве Мечей, как о карте реального столкновения с действительностью, которая заставит быстро все понять и взять рычаги управления в свои руки. (Хотя сама тема и перекликается с восприятием себя как контролирующей персоны, что может быть и в "Маге", и в Рыцаре Дисков. Но мы бы предложили, что это образ "идеального Я".) Более выпуклой оказывается тема коварства и предательства: мужчина может оказаться злым гномиком, установить свои правила игры и отнять что-то действительно ценное. Отсюда, надеждой будет холодное осознание и контроль над ситуацией, страхом же - внезапное обнаружение себя под контролем другого ("мелкого и ничтожного").

Итог расклада:

Драйв и энергия Рыцарей Таро, преобладающих в раскладе, венчаются Рыцарем Жезлов, не таким скучным и правильным, как Рыцарь Пентаклей, но и не витающим в облаках, как Рыцарь Чаш. При оракульном прочтении это будут фактические коммуникации и поездки. Интересна также тут роль социального приза для некоего Рыцаря (мужчины), ведь в сказке "Сивка-бурка" царевна выступает призом, за которым прыгает на своем коне рыцарь. Тут же виден момент соревнования из Пятерки Жезлов, однако там Кинтаро играет с товарищами и устраивает забавное соревнование, чтобы проверить, кто сильнее: и мы уже говорили о возможности новых товарищеско-конкурентных отношениях. А в Рыцаре Жезлов, ставки выше: супружество и полцарства. Потому вопрос встает об установлении кверентом своей системы отбора кандидатов.

А существует ли она? Такой итог мог бы примирить обе стороны внутреннего конфликта - и потребность в контроле, и надежду на счастливый случай (и страх, что случай окажется неудачным). Это получило бы поддержку от истинной Королевы Мечей системы Придворных карт Таро (которая присутствует в раскладе), ее качества позволяют определять, что подходит для ее территории влияния, а что нет. Заметим, клетчатый пол, как на шахматной доске, из Рыцаря Пентаклей и Королевы Мечей в Рыцаре Жезлов отражается в куполе, под которым стоит царевна, словно под защитой свода правил, которым кверент следует в Рыцаре Пентаклей или которые надеется установить в Королеве Мечей.

В раскладе прослеживается также еще один любопытный момент: в нескольких картах повторяется один и тот же графический символ - веточка в руках сказочного героя. Видна ее трансформация: из рук Зеленого Рыцаря веточка остролиста превращается в серебряную ветвь с тремя золотыми яблоками на карте Короля Чаш, и в руках у злого гнома Румпельштильцхена мы видим голую сухую веточку. Даже графически, а не только сюжетно, очевидно сценарное сходство этих карт: здесь можно говорить об очарованности "демонической" фигурой, персонажем из другого мира (Зеленый Рыцарь из Рыцаря Пентаклей, Воин и Короля Чаш, Гномик из Королевы Мечей). Но очевиден и страх, что мужчина не прекрасный эльф, а злой гномик, который может отнять что-то ценное (жизнь у Сэра Гавейна, детей и жену у Короля Кормака, ребеночка у Королевы Мечей). Это подтверждается и словами кверента: "Злой гном (имя я просто отказываюсь выговаривать) с королевы мечей был моим воплощенным страхом, что у приятного мне на первый взгляд мужчины обнаружится некий тайный и гадкий изъян".

Помимо естественного опасения девушки перед отношениями с мужчиной, в этой связи - благодаря тому же Королю Чаш и его предтече, Рыцарю - можно предположить определенного рода "проективные" отношения с мужчинами. В них с одной стороны, кверент идеализирует мужчину, с другой, обесценивает его (так состояние Короля Чаш сменяется Королевой Мечей, а прекрасный король Кормак из мира эльфов - злым гномиком Румпельштильцхеном). Такое отношение к партнеру может привести к идеализации и (возможно, последующей) демонизации реальных людей.

Можно также предположить, что мужские персонажи в раскладе это также и лики Анимуса, мужской части души женщины. Это ее творческая часть, которую необходимо развивать и выражать. Превратить из погружающего в фантазии и сны Короля Чаш в способность себя защитить и конкурировать Кинтаро (5 Жезлов), с последующими успехами, но пока еще не продуктивностью по Рыцарю Жезлов. Занятия конкурентоспособным творчеством и самовыражение могут также способствовать тому, что отношения с мужчинами станут восприниматься вне этого, привычного и описываемого, покрова иллюзий, фантазий и опасений. Примечателен еще один общий момент, объединяющий три эти сказки - тема правды и неправды, способности отделять одно от другого. Это вновь нас возвращает к теме Королевы Мечей в этом раскладе и критериях отбора в испытании Рыцаря Жезлов.


© Бедненко Г.Б., Полякова С. 2010